Москвичи ждут отмены турникетов

Корреспондент «Труда» прокатилась на автобусе и выяснила, почему пассажиры злятся на автоматику

Власти Москвы в 2011 году собираются отказаться от турникетной системы в общественном транспорте. «Труд» выяснил, что из-за них время поездки увеличивается на 20%, а сами москвичи и вовсе против автоматики.

На внедрение автоматической системы контроля пассажиров (АСКП) три года назад потратили 40 млн. долларов. Теперь, если инициатива команды мэра Москвы Сергея Собянина будет реализована, придется снова выделять деньги. На этот раз для того, чтобы ликвидировать турникеты и валидаторы — устройства, куда прикладывается социальная карта или опускается билет.

С АСКП выручка Мосгортранса выросла в полтора раза, ведь «зайцев» стало меньше. Но зато и пассажиры, и автовладельцы столкнулись с большими неудобствами: первым приходится отстаивать длинные очереди, а вторым — пропускать медленно просачивающихся в транспорт пассажиров. Нервы сдают у всех.

С тележкой войти невозможно

Автобус № 122 отправляется от Сокольнической площади, его конечный пункт — станция метро «Комсомольская».

Главная «достопримечательность» на этом маршруте — гипермаркет «Ашан», куда люди целыми компаниями едут за продуктами. Их-то в течение двух с половиной минут и «впитывает» в себя автобус. Бабушкам, однако, мешает непродуманный турникет. «Через него я с продуктовой тележкой пройти не могу, а в дверь без турникетов не пускают», — жалуется пенсионерка Александра Ивановна. Два раза женщина оставалась на остановке из-за «правильности» водителей.

Стоим на остановках больше, чем в пробках

Заторы на пути 122-го автобуса встретились пять раз, но все они были небольшими — время было обеденное, и «Яндекс. Пробки» показывали здесь 2 балла по 10-балльной шкале. В каждой мини-пробке автобус стоял меньше минуты.

На остановках же было по-разному. Если заходили три-четыре человека, это занимало в среднем 7 секунд. Автобус отъезжает, как только появляется возможность закрыть входную дверь. А пассажиры уже на ходу проходят через турникет.

Но если народу много, процесс растягивается. Давка на входе, как и обещали сторонники введения турникетов, убралась, но зато теперь пассажиры не могут быстро зайти в автобус. Процесс загрузки растягивался на 3–4 минуты. Этому мешает не только количество людей (при получасовых интервалах между автобусами на остановках накапливается по 30–40 человек).

Некоторые ленятся доставать социальную карту из сумки и по несколько раз тычут сумкой в валидатор, пока на турникете не загорится зеленая стрелка. В итоге из 17 остановок, которые проехала корреспондент «Труда», скрупулезно подсчитывая время, 11 были удлиненными. На них пришлось 7 минут из получасового пути автобуса — почти треть всей поездки.

Сверхконтроль

Студент Валера запрыгивает в автобус. На его остановке народу было совсем немного. Но уже на следующей люди в течение 2 минут потихоньку забиваются вглубь салона, и Валера говорит: «Эти турникеты — просто кошмар: в Новогиреево, где я живу, я по 20–40 минут захожу в троллейбус, и я не преувеличиваю».

Бабушки уже устремились в свой «Ашан», но тут новая напасть — целая куча школьников с родителями. У некоторых почему-то нет проездных (должно быть, отдали уже работающим братьям и сестрам), и они подныривают под турникет. Школьники половчее пенсионеров, но и они заходят в автобус почти 3 минуты.

«Шесть лет жил на Кипре — там ни турникетов, ни контролеров», — вспоминает Валера. Но тут же спохватывается: «У нас, конечно, так нельзя — менталитет не тот».

На конечных — ужас

Пожилой мужчина, растирая покрасневшие руки, устало садится на сиденье около окна. 10 минут ехать, 10 минут заходить в этот чертов автобус», — ворчит он. Но это еще ничего. «Конечные — самые ужасные: люди сначала стоят полчаса на остановке, а потом еще полчаса заходят в транспорт», — вмешивается в разговор инженер Ирина.

Из-за пробок москвичи и так не жалуют наземный транспорт. А турникеты делают его еще более неудобным и тем самым загоняют людей в метро, и без того переполненное.

Цифры