Удивительные открытия на расстоянии вытянутой руки

Будь вы коренной москвич или гость столицы, гарантирую: в праздничной Москве у вас точно разбегутся глаза от обилия предложений досуга

Хотите, помогу вам выстроить блиц-маршрут, позволяющий за несколько часов пройтись по только что открытым выставкам? И убедиться: древности, редкости и поразительные истории совсем рядом, на расстоянии вытянутой руки.

Начнем, как водится, с Кремля. Не удивляйтесь толпе на Соборной площади и в Успенской звоннице: Музеи Московского Кремля всегда популярны, а в эти дни здесь открыта выставка к 350-летию Петра Великого. Среди 200 экспонатов из России и Германии, Нидерландов и Великобритании есть раритеты вроде даров иноземных держав. Да и реставраторы потрудились на славу. Обновлены регалии — алмазная венчальная шапка и скипетр, наперсный крест Петра Алексеевича, похожие на иллюстрацию к русской сказке колчан со стрелами, кубки, седла со стременами. А еще — затейливые механизмы, редкие книги, планы, чертежи. Недаром выставка названа так: «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник».

Всего лишь перейдите Моховую — и вы в Российской государственной библиотеке, где в Ивановском зале развернута великолепная экспозиция «Время собирать... Князь Юсупов и его библиотека». Главное книгохранилище страны, куда со временем попали юсуповские сокровища, и музей-усадьба «Архангельское» соединили свои коллекции, дабы воссоздать разделенное более века назад собрание князя-библиофила. Между прочим, вельможу-книгочея воспел сам Пушкин, у которого старый князь был посаженым отцом на свадьбе (да и родился будущий поэт во флигеле его московского дворца).

Собрание Юсупова — ценнейший книжный памятник эпохи Просвещения в России. Вы можете увидеть уникумы — например, дошедшее до нас в единственном экземпляре издание поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» с рисунками крепостных Юсупова.

Краткий переход через Староваганьковский переулок — и вы в Музее архитектуры имени Щусева. Уникальное собрание раритетов из истории русского зодчества почти целиком скрыто в фондах: в советскую эпоху МУАР имел большие площади в Донском монастыре, но потерял их с возвращением обители церкви. Музейщики выкроили пространство в своем здании XVIII века для показа бесценной модели Большого Кремлевского дворца, созданной в 1770-е великим Василием Баженовым. Она царит в экспозиции под девизом «Неслучившееся будущее». Но рядом нас легко перенесет в нынешние времена выставка «Шухов. Формула архитектуры». Обратите внимание: интереснейший международный проект в память выдающегося инженера и изобретателя Владимира Шухова продлится только до 19 января. Как и юсуповская выставка в РГБ, которую обидно пропустить. Повторить подобные экспозиции музеи смогут очень нескоро, возможно, не ранее чем через полвека. Так что не стоит откладывать.

Итак, мы прошли около километра — и увидели три музея. Не устали? Тогда вперед, к Садовому кольцу. Близ станции метро «Парк культуры» на Зубовском бульваре обрел новое здание Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля. Только что открытая выставка «Как рождается сказка: книжные миры Бориса Диодорова» знакомит с ведущим книжным графиком наших дней. Уже три года Борис Аркадьевич, всемирно признанный мастер, планомерно передает в ГМИРЛИ свои работы. Вот наброски, эскизы; дальше — воплощение: акварель, офорт, книга. И боже, какие это книги — любимые всеми произведения Ганса Христиана Андерсена, Бориса Заходера, Алана Милна...

Рядом с классиками сказки органично выглядит выставка, посвященная недавно ушедшему писателю, всем знакомому как отец Чебурашки. «Эдуард Успенский. Наше детство» — дань памяти таланту и фантазии. Мы ведь как родных принимаем крокодила Гену, кота Матроскина, почтальона Печкина и десятки других героев Успенского. А потому редкие фото, рукописи, афиши, авторские игрушки и издания Успенского на многих языках мира обязательно привлекут ваше внимание.

P.S. На сегодня, пожалуй, хватит. Но ведь подобные маршруты, уверена, в эти дни могут составить для себя жители самых разных городов. Удачи вам и открытий!