НИКИТА ДЖИГУРДА: АТАМАНОВ ИГРАТЬ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ КОРОЛЕЙ

"Я - король мира", - вскричал Джеймс Камерон, получая "Оскар" за свой грандиозный, 200-миллионный (по доллоровым затратам) "Титаник". Нынче все метят в короли. Сегодня каждая страна (в силу, разумеется, финансовых возможностей) норовит создать свой "Титаник". Польша ответила Америке 8-миллионным "Огнем и мечом", Россия - 37-миллионным "Сибирским цирюльником", Белоруссия - 3-миллионным "Моментом истины" ("В августе сорок четвертого"). Вот и Украина, где кинопроизводство уже лет десять дышит на ладан, решила нынче разродиться национальным блокбастером. Это будет масштабный трехчасовой исторический фильм "Молитва за гетмана Мазепу", съемки которого проходили в Киеве, под Черниговом, под Каневом. Весной ожидается заключительная киноэкспедиция в Крым.Впрочем, более подробно рассказать о фильме я попросил своего давнего знакомца, актера Никиту ДЖИГУРДУ, исполняющего в "Молитве..." одну из главных ролей.

- Я многого жду от этого фильма, - признается Никита. - Его ставит мэтр украинского кино, лауреат Московского и Каннского кинофестивалей, автор знаменитых фильмов "Белая птица с черной отметиной", "Лебединое озеро. Зона" Юрий Ильенко, не снимавший, копивший творческую энергию в течение долгих 10 лет. На сегодняшний день режиссером проделана огромная работа. По моим наблюдениям, получается грандиозное историческое полотно с яркой образной формой, поэтическими, философскими обобщениями, мощным посылом в сегодняшний день. Когда я смотрел отснятый материал, вспомнился Сергей Параджанов, вершины его кинематографической живописи. Такое вот получается кино. Хотя какие-то вещи сделать в должную силу, видимо, не удастся. Режиссер рассчитывал на 10 миллионов долларов для своего фильма, глава Украины Леонид Кучма из своего президентского фонда выделил только пятую часть требуемой суммы. Но и этот скромный по европейским меркам бюджет породил бурю эмоций в кинематографическом мире. Группа украинских режиссеров обратилась к президенту с письмом: зачем, мол, давать столько денег на картину, которая наверняка вызовет споры, обострит отношения между Украиной и Россией, уж лучше поделить средства поровну между 10-15 режиссерами, то есть между ними. Но Кучма рассудил иначе. "Вот станете лауреатами Каннского фестиваля, - ответил он "подписантам", - тогда и поговорим". Сегодня "Молитва..." рассматривается руководством Украины в качестве локомотива, что ли, который поможет вытащить национальное кино из тупика.
- А почему фильм может обострить отношения между Россией и Украиной? В нем что - прозвучат антирусские мотивы?
- На мой взгляд, картина получается, что называется, вполне политкорректной, пронизанной уважением к нашей общей истории. И большинство зрителей поймет и оценит ее правильно. Хотя "хрестоматийный" образ Мазепы в фильме существенно переосмыслен. Какая-то часть наших "патриотов" не примет саму попытку "реабилитировать" гетмана, как известно, проклятого Петром Великим, преданного анафеме Русской православной церковью за отказ выступить на стороне русских войск против шведов.
С другой стороны, украинские националисты наверняка не простят режиссеру того, что Мазепа, который первым внятно сформулировал идею независимости Украинского государства, подан в фильме без должного героического ореола. Сначала он коленопреклоненно клянется Петру в вечной дружбе, а потом оставляет его, мотивируя это нежеланием участвовать в войне на чьей-либо стороне. По мнению режиссера, изучившего множество исторических документов, в том числе малоизвестных, Мазепа изначально стремился сохранить нейтралитет в войне между Россией и Швецией. Ведь вопреки общепринятому мнению, на стороне Карла XII он тоже не выступил...
- Мягко говоря, спорная трактовка этой сложной фигуры. Все-таки с точки зрения Пушкина, Костомарова, самой русской истории Мазепа был и остается предателем. Кстати, кто играет его роль?
- Гениальный актер Богдан Ступка, являющийся, как известно, еще и министром культуры Украины. Он много сделал для того, чтобы картина состоялась. Возлюбленную Мазепы играет замечательная актриса Людмила Ефименко, соратница и жена Юрия Ильенко. В роли князя Голицына выступает Борис Хмельницкий. Петра I играет молодой актер Вячеслав Довженко. Ну, а я исполняю роль шведского короля Карла XII. Это для меня повышение: до сих пор играл казаков, атаманов, фермеров, в лучшем случае князей... А тут - августейшая особа, исторический персонаж, ради которого мне пришлось лишиться привычной бороды, выбрить себе лысину, приближая свой облик к реальным портретам шведского короля. Когда я пришел в гриме к сыну, он меня не узнал, спросил: вам кого? Я сам удивился, насколько я в итоге оказался похожим на Карла. Это тем более странно, что утверждал меня режиссер на роль, что называется, вслепую: я должен был играть Петра I, успешно прошел фотопробы, но оказалось, что на Украине трудно найти актера, который мог бы уверенно сидеть в седле и при этом еще произносить текст. А Карл XII, как известно, был лихой наездник.
- А у тебя откуда умение сидеть в седле?
- Я еще на своей первой картине "Раненые камни", которая, кстати, тоже снималась на студии Довженко, научился ладить с лошадью - все-таки полгода не слезал с нее. Потом князя Курбского в телефильме "Иван Федоров" играл, атамана Ивана Кольцо в "Ермаке"... Можно сказать, во время съемок этих картин я все время просидел в седле. А кроме того, фамилия Джигурда (этим вопросом я специально занимался) уходит своими корнями в Запорожскую Сечь. Видимо, оттуда идет мощный генный посыл...
- Стало быть, атаманов тебе играть легче, чем королей...
- Определенно легче. Хотя Карла XII играю с упоением. Он, как выясняется, шебутной был мужик. Лихой, отчаянный, истово верил в свою богоизбранность. Мог вытерпеть операцию без наркоза. Карл был последним королем, который вел войска в бой лично, а не передоверял это своим командирам. И его действия воодушевляли солдат: до Полтавского сражения он не проиграл ни одной крупной битвы. Своим кумиром Карл считал Александра Македонского, во многом ему подражал. Поскольку я в свое время интересовался личностью Македонского, даже собирался играть его в кино, это стало для меня дополнительной "отмычкой" к образу Карла XII. И все равно на съемках приходится несладко. После Мазепы - это вторая главная роль в фильме. Мой персонаж все время находится в движении, экспрессии. Вдобавок есть еще одна трудность: с Мазепой мой персонаж объясняется в фильме на латыни, с Петром - на ломаном русском, а основные монологи звучат на шведском языке. Принесли мне, помню, огромную пачку листов с моим текстом, и я за месяц все это выучил, освоил нормы произношения, интонацию. Думаю, всех, кроме шведов, удастся обмануть.
- А ты полагаешь, что шведы увидят фильм?
- Да, есть надежда, что у картины будет европейский прокат. Переговоры об этом идут с рядом стран. Ильенко шутит, что после премьеры в Стокгольме я стану народным артистом Швеции. А если без шуток, то эта роль значительно расширила мой творческий диапазон. Я стал чувствовать, что многое из того, о чем раньше и думать было боязно, теперь смогу сыграть. Например, поступило предложение воплотить образ Тараса Бульбы на сцене одного из киевских театров. Николай Мащенко, который собирается ставить фильм о Богдане Хмельницком, предложил мне роль хана Гирея. Сам Юрий Ильенко в случае успеха "Молитвы...", премьера которой должна состояться этим летом, в дни празднования 10-летия независимости Украины, собирается поставить фильм-притчу "Агн и Агасфер" о втором пришествии Христа. Это будет опять-таки полемичный, спорный проект, в котором режиссер хочет по-новому, с позиций сегодняшнего дня взглянуть на вопросы религии, веры. Я утвержден в этом фильме на роли Христа и Антихриста. Молюсь, чтобы эти работы состоялись.
- А что у тебя с концертной деятельностью? Что-то давно не видел тебя на сцене, телеэкране...
- Изредка концерты даю, но сейчас в основном занят выпуском двух новых компакт-дисков, где будут собраны, с одной стороны, мои авторские песни, с другой стороны - русский шансон в моем исполнении. Собираюсь выпустить их к своему 40-летию, которое грядет уже в марте. Вкупе с трехтомником избранных литературных произведений это даст достаточно полное представление об эволюции моих взглядов. От непримиримой борьбы с коммунизмом, от поэтических, песенных проклятий режиму - до сегодняшнего понимания того, что насилие рождает ответное насилие, что мир можно изменить только путем духовного самосовершенствования человека.
- Несколько лет назад на страницах "Труда" мы подробно говорили о твоей философии жизни, которая включает в себя еще и вегетарианство, отказ от многих земных удовольствий. Ты даже сомневался, стоит ли сниматься в кино. С тех пор, видимо, что-то в твоем мировоззрении изменилось?
- Ровным счетом ничего. Как ты знаешь, я пять лет обходился без мяса и рыбы, питался только растительной пищей, преимущественно в сыром виде. Из этих пяти лет я еще в общей сложности 300 дней (а это почти год!) голодал. Причем доводилось отказываться от пищи на целых 40 дней: мне хотелось побыть "в шкуре" Будды, Христа, Пифагора, которые обрекали себя на столь длительный пост. Нынче эта аскеза осталась для меня в прошлом. Ради роли Карла XII пришлось отказаться от вегетарианства, иначе на экране получился бы не король-воин, а отвлеченный созерцатель, философ. Теперь я позволяю себе рыбу, молочные блюда и даже время от времени бокал разбавленного красного вина. Это дает мне прямо-таки воинственное самочувствие, столь необходимое для роли. Моя жена-единомышленница Яна поначалу была в ужасе: она восприняла это как коварную измену тем принципам, которым мы следовали последние годы. Но я ее успокоил, пообещав вернуться через год-другой к нашему привычному образу жизни, к строгой диете.
На самом деле вегетарианство, очищение организма - отнюдь не самое главное в моей философии жизни. Я видел людей, которые изнурительно постились, но при этом впадали либо в депрессию, либо в гордыню, ненавидя родных, весь род людской. Очищение организма без сопутствующего "очищения" духа, разума - пустое занятие. Воспитанный на трудах Блаватской, Рерихов, Даниила Андреева, я постоянно и остро ощущаю свою связь с Высшим Разумом, верю в неистребимость человеческого духа, в то, что живем мы на земле (и не только на земле) не один раз... Эти убеждения поселились во мне столь глубоко и прочно, что их уже не пошатнуть никаким временным "отступничеством", никакой рюмкой вина, никакой соблазнительной киноролью...