Скрутил – заплатил: в РФ могут ввести наказания за скрутку пробега на машинах

Проверить настоящий пробег крайне тяжело, санкции будут работать только с распространением электронных ПТС

В феврале общественники и депутаты обсудят наказания за скручивание пробега у подержаных автомобилей. Инициатива принадлежит ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). По мнению участников объединения, физические лица должны будут оплатить штраф в 300 тысяч, а юрлица – в миллион рублей. В некоторых случаях среди объявлений о продаже старых машин встречается до половины техники со скрученным пробегом, отмечают в РОАД. При этом изменённые сведения о пробеге имеют от 10 до 30% машин из общего автопарка в 50 миллионов, заметил глава РОАД Олег Мосеев. Но в реальности мало кто готов к жёстким штрафам: сначала в законе нужно прописать обязанность для всех участников рынка фиксировать реальный пробег автомобиля, говорит он. Придётся разбираться и с многочисленными конторами по скручиванию пробега.

Замглавы комитета Думы по транспорту и строительству Александр Старовойтов пошёл дальше: виновных в скручивании пробега нужно наказывать по уголовной статье. Как это часто бывает у наших политиков, Старовойтов сослался на опыт США.
 
«Непроходным» назвал вариант с уголовной ответственностью зампред думского комитета по законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. «Нужно понять, кто будет выявлять такие нарушения, пресекать и составлять процессуальный документ (протокол). Поскольку это новый состав административного правонарушения, придется обосновать затраты из бюджета, например для МВД», — сказал он «Известиям».
 
Наказания не помогут, но лишь расширят чёрный рынок, уверен замглавы Федерации автовладельцев России (ФАР) Дмитрий Клевцов. Разумное решение: создать открытую базу данных по пробегу автомобилей, как это функционирует на Западе. В развитых странах цена на автомобили с прозрачной историей на 30% выше, чем у техники с недостоверным пробегом и непонятным прошлым, добавил эксперт. 
Добиться прозрачности авторынка (в том числе и по вопросам цифр пробега) можно лишь с развитием электронных паспортов транспортных средств (ПТС), а на это могут уйти месяцы и годы, говорит автоэксперт Антон Шапарин. По его мнению, до рассмотрения вопроса в эту думскую сессию дело не дойдёт.
 
«Все равно скручивают пробег, это касается и дешевых машин, и дорогих. Хотя память где-то остается, но надо уметь проверить. Я, например, не умею проверять, и большинство людей тоже. Это серьезный бизнес, с которым надо бороться», - сказал BFM.RU автоэксперт Игорь Моржаретто. Нужно ли принимать отдельную статью по этому поводу – вопрос. В законе о защите прав потребителей есть статья «обман потребителей», вопрос в том, чтобы её применять, заметил он.
 
Отметим, текст законопроекта появится до конца года, после этого с ним ознакомятся в ГИБДД, сказал депутат Старовойтов.
 
Напомним, в марте петербургские депутаты Денис Четырбок и Вера Сергеева предложили наказывать за мошенничество при продаже автомобиля. Продавцы, скрывающие поврждения техники, должны оплатить штраф до миллиона или провести до 360 часов на обязательных работах. Корректировка пробега должна стоить до 4 лет тюрьмы и штрафа до миллиона рублей, считают парламентарии. Тяжесть санкций должна зависеть от марки машины и степени вмешательства в настоящий пробег. 
 

Дрелью и компьютером

Как правило, в данные о пробеге вмешиваются у автомобилей Peugeot (до 45% подержанных машин), Chrysler (до 40%) и у линейки Toyota Venza (до 35%). А каждая пятая Lada, Mitsubishi, Chevrolet, Suzuki, Renault и Ford – с откорректированным пробегом, рассказал директор департамента продаж автомобилей с пробегом «АвтоСпецЦентра» Владимир Желобов.
 
Перед покупкой машины покупатель оценивает пробег как один из ключевых параметров, сказал руководитель направления продаж автомобилей с пробегом ГК «Автомир» Александр Чухнов. Но на многих марках машин несложно определить скручивался пробег или нет: данные об этом отобразятся в системах ABS, управления двигателем, автоматической коробке передач (АКП).
 
Теоретически выявить информацию о пробеге можно, если авто имеет электронный спидометр и блоки, в которых содержится информация о его состоянии, говорит обозреватель издания Autoreview Константин Сорокин. В других случаях крайне тяжело доказать факт мошенничества, особенно если спидометр механический. Можно позвонить в официальный сервис и узнать данные, если машину обслуживали у «официалов».  
 
«То, что можно стереть визуально, не сотрешь в мозгах», - сказал Москве-24 вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр. Компьютерная диагностика, скорее всего, выявит спорные моменты. Параллельно с санкциями нелишне учредить электронный паспорт машины: там будут отображаться все актуальные сведения, уверен Хайцеэр. Также эксперт перечислил основные способы скручивания пробега. В простых машинах отматывают счётчик в обратную сторону при помощи дрели. А на более дорогих авто могут поменять компьютер, и определение истинного пробега ощутимо затруднится. Некоторые автомобилисты вовсе не активируют спидометр, а одометр «думает», что техника стоит на месте. 
 
Определить настоящий пробег у подержанного автомобиля сложно: бывает, что и продавец не знает настоящий пробег, если часто менялись владельцы машины, говорят в пресс-службе «Авто.ру». 
 
По мнению автоэксперта Юрия Урюкова, наказания могут выйти боком или оказаться бессмысленными: в наши дни и с учётом возможностей замаскировать пробег доказать мошенничество затруднительно. 
При желании получить информацию о старой машине (хотя и не полную) можно самому, а не только при помощи фирм-посредников по подбору авто. Про возможный залог и другие обременения можно узнать на сайте Федеральной службы судебных приставов, по поводу аварий и угона – на сайтах ГИБДД и Российского союза автостраховщиков.


Не пробегом единым

При покупке подержаного авто нужно обращать внимание далеко не только и не столько на пробег. Необходимо проверить все данные машины (по базам ФССП, ГИБДД, РСА) и документы (ПТС, СТС, сервисная книжка). Так, должен насторожить дубликат ПТС на относительно новую машину. Возможно, её купили в кредит.

Нужно внимательно осмотреть кузов: в идеале не должно быть вмятин, сколов, ржавчины, шпаклёвки, грунтовки. Для оценки качества кузова может пригодиться электронный измеритель толщины. Двери и люки должны открываться и закрываться без проблем.

Передачи на «механике» должны переключаться плавно, без хруста и рывков. Проверку коробки-автомата лучше доверить профессионалу. Вычищенный до блеска моторный отсек – дурной знак, возможно, хозяин пытается скрыть утечку масла. Из выхлопной трубы не должен идти чёрный или синий дым, а двигатель должен работать ровно.

Подвеску автомобиля лучше проверять на не самый ровной дороге. При ускорении, торможении и иных манёврах не должно быть посторонних шумов и вибраций.

Стоит также оценить состояние салона: требуйте скидку за нерабочие стеклоподъёмники, проваленное сидение, трещины на деталях.