Плюшкин кафтан

 Российские регионы погрязли в рукотворных долгах

«Из-за того, что федеральные средства доходят до региональных бюджетов с опозданием, власти регионов России вынуждены наращивать объемы своих долгов», – заявила заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова. Только за минувший квартал регионы взяли взаймы у Сбербанка 290,2 млрд рублей. Долг прирастает на 35–40% в год, и на 1 января 2014-го он уже составил 1,7 трлн рублей – почти четверть совокупных бюджетных доходов.

Ситуация более чем серьезная: многим регионам не хватает денег даже на выполнение требований президента о повышении зарплат работникам образования и здравоохранения. Одна из причин – бюджетные долги. На их обслуживание в нынешнем году у большинства республик, краев и областей будет уходить до 10% доходов, а у половины регионов более 15%. В результате дефицит средств будет расти, а покрывать его придется за счет новых займов. «Мы ожидаем, что за ближайшие два года уровень регионального долга удвоится и составит более 3 трлн рублей», – говорит старший аналитик международного рейтингового агентства S&P Александра Балод.

Теоретически это означает банкротство, после которого региону-должнику надо нзначать внешнего управляющего для распродажи имущества в целях возврата долгов. А прежний менеджмент (то есть региональная администрация) должен быть уволен с черной меткой – многолетним запретом на занятие любых управленческих должностей. И пойти по миру…

Однако в том, что регионы оказались в этом порочном круге, местные власти не виноваты. Трансферты приходят с опозданием, а бюджетники – не медведи, которых можно уложить в спячку до лучших времен. Властям надо платить зарплату, финансировать социальные программы, вот и приходится брать взаймы. Жаль, что СП не раскрыла общего объема средств, поступающих в регионы с опозданием, не назвала сроки задержек. Подозреваю, что мы узнали бы много интересного.

Но Вера Чистова все же привела один пример порочной практики Минфина, когда «выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в конце финансового года приводит к образованию неиспользованных остатков средств региональных бюджетов». Сахалинская область в прошлом году получила 21% причитающегося трансферта из Москвы аж в декабре (!). Результат: остаток неиспользованных средств на 1 января составил 1,7 млрд рублей. Согласно Бюджетному кодексу, их пришлось вернуть в федеральный бюджет.

А ведь 1,7 млрд рублей для Сахалина – это «бешеные деньги»: почти треть средств, которые область должна была передать в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Но, быть может, у федеральной казны просто не было денег, чтобы перечислить сахалинский трансферт пораньше? Увы, если бы так… Как утверждает известный экономист Михаил Делягин, у российского федерального бюджета всегда имеется «переходящая заначка» – 6–7 трлн рублей. «Денег столько, что 7,5 месяцев федеральному бюджету можно вообще никаких денег ни от кого не получать. 15,5% ВВП, произведенного за первые 10 месяцев, – вот что это такое. Это неимоверные средства», – говорит эксперт. Примерно так вел себя гоголевский Плюшкин, который все складывал в сундук и уверял соседей, что он гол как сокол.

Но давайте не поверим на слово доктору экономических наук и обратимся к облеченному реальной властью над денежными потоками специалисту – министру финансов России Антону Силуанову. На прошлой неделе ему пришлось отвечать на вопрос, откуда в федеральном бюджете возьмутся средства на финансирование вернувшегося в Россию полуострова Крым – более 200 млрд рублей на первое время?
«Деньги у нас есть, – признался министр. – В бюджете РФ предусмотрен соответствующий резерв ресурсов. Мы, конечно, не для этого его формировали, а на случай изменения макроэкономической ситуации, на случай изменения внешней конъюнктуры…» Далее главный финансист страны признался, что в расходах федерального бюджета зарезервировано без малого 350 миллиардов рублей: «100 миллиардов рублей будет направлено на поддержку малого бизнеса и решение проблемы дошкольного образования РФ, а 243 миллиарда рублей – в пределах этой цифры – мы предусматриваем на расходы по поддержке новых регионов РФ», – добавил министр.

Аналогичный резерв создавался в федеральном бюджете и в прошлом году, и в позапрошлом. То есть в ситуации «дай пятерку до получки» наш Минфин не оказывался никогда. Но регулярно сажал и сажает «на голый зад» российские регионы, а потом еще и укоряет за «чрезмерное увлечение кредитами», как бюджетными, так и банковскими. Заметьте: речь идет не о выделении регионам каких-то дополнительных сумм, что требует проверки обоснованности подобных просьб и т. д. Увы, российский Минфин просто плохо работает, регулярно задерживая уже начисленную (узаконенную в федеральном бюджете) «зарплату» российским регионам.

Между тем месяц назад Министерство труда и социальной защиты РФ представило в правительство концепцию законопроекта об ужесточении ответственности работодателей за задержку выплаты заработной платы: чтобы «повысить уровень защищенности работников от недобросовестных работодателей». Сегодня за такие нарушения Трудового кодекса предусмотрены лишь мизерные штрафы: до 5 тысяч рублей на должностных лиц и до 50 тысяч рублей – на организации. Новый документ предлагает максимальный штраф для должностных лиц увеличить в шесть раз (до 30 тысяч рублей), а при повторном нарушении и вовсе дисквалифицировать их (лишить права занимать руководящую должность) на срок до 3 лет.

Понятно, что для отечественных министров, замминистров и других высокопоставленных чиновников даже новые штрафы будут что слону дробина. Но если применить норму о дисквалификации, их должности очень скоро окажутся вакантными.

Может быть, попробуем?