Технологический удар по импорту

«Роснефть» осваивает самые современные технологии в сфере импортозамещения

«Роснефть» впервые в России запустила промышленное производство катализатора гидрокрекинга. Уникальная разработка обеспечит не только полную независимость от импортной продукции НПЗ компании «Роснефть», но и стабильную работу всего нефтеперерабатывающего комплекса нашей страны.

В начале этой недели в Уфе открылось крупнейшее отраслевое мероприятие в России — выставка-форум «Газ. Нефть. Технологии». В этом году оно было приурочено к 90-летию начала добычи башкирской нефти. В рамках форума состоялось знаковое событие для всей российской нефтеперерабатывающей отрасли: «Роснефть» впервые в России начала промышленное производство катализатора гидрокрекинга. В торжественной церемонии запуска промышленного производства катализатора гидрокрекинга приняли участие премьер-министр правительства Республики Башкортостан Андрей Назаров, генеральный директор АНК «Башнефть» Андрей Лазеев и генеральный директор «РН-Кат» Альберт Сафин.

Торжественная церемония запуска в промышленное производство первого российского катализатора гидрокрекинга

 

Уникальная российская разработка позволит увеличить выпуск высококачественных видов моторного топлива класса Евро-5 и заметно снизить зависимость российской нефтеперерабатывающей отрасли от зарубежной продукции, которая до недавнего времени составляла 90% от общего объема поставок данной продукции.

Тема импортонезависимости российской промышленности стала самой актуальной в свете масштабных ограничений, введенных странами Запада против нашей страны. Импортозамещение в нефтеперерабатывающей и неф-техимической отраслях имеет определяющее значение для стабильного снабжения национальной экономики необходимыми объемами высококачественных нефтепродуктов.

Катализатор гидрокрекинга будут выпускать в Стерлитамаке на базе специализированного предприятия «Башнефти» — «РН-Кат», который может выпускать до 4 тысяч тонн продукции год.

В «Роснефти» отметили, что производственные мощности «РН-Кат» позволяют обеспечить не только предприятия компании, но и всю российскую нефтеперерабатывающую промышленность катализаторами гидроочистки и гидрокрекинга для стабильного производства высококачественных нефтепродуктов. В целом в российской нефтепереработке в 2014 году доля отечественных катализаторов в общем объеме потребления составляла более 30%, а уже в 2021 году этот показатель достиг 70%.

Если оценивать российский рынок производства катализаторов в целом, то «Роснефть» — один из его лидеров. В компании сообщили, что действующая программа инновационного развития «Роснефти» направлена на замещение импортных технологий в производстве высококачественных нефтепродуктов. Одной из главных задач программы является переход нефтеперерабатывающих заводов «Роснефти» на использование катализаторов собственного производства, что позволяет избежать рисков зависимости от зарубежной продукции.

Генеральный директор «Башнефти» Андрей Лазеев в ходе торжественной церемонии запуска производства отметил, что 95% процессов нефтепереработки — каталитические. По этой причине обеспечение надежности поставок качественных катализаторов процессов нефтепереработки является стратегическим вопросом обеспечения технологической устойчивости работы всей компании и нефтеперерабатывающего сектора России в целом.

Специалисты «РН-Кат», по сути, совершили научный прорыв и разработали собственную технологию производства катализатора гидрокрекинга. Новый катализатор был успешно испытан на базе Новокуйбышевского завода катализаторов с привлечением специалистов Средневолжского научно-исследовательского института по нефтепереработке (входят в периметр «Роснефти»). Испытания показали, что отечественная разработка не уступает импортным аналогам по таким ключевым параметрам, как активность (продолжительность работы катализатора с сохранением качественных характеристик) и отбор целевых продуктов (показатель объема основной выработанной продукции).

Катализатор гидроочистки производства «РН-Кат» — единственный российский катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает получение на выходе дизельного топлива высшего экологического класса

 

В конце 2021 года специалисты «РН-Кат» произвели каталитическую систему для установки гидрокрекинга «Башнефть-Уфанефтехим». В ближайшее время катализатор будет загружен в реактор. Лабораторные испытания показали высокие технические характеристики катализатора. В перспективе планируется загрузка установок гидрокрекинга на остальных НПЗ компании. Потребность в данном катализаторе обозначена большинством российских нефтеперерабатывающих предприятий.

Стратегия импортозамещения

В 2021 году нефтеперерабатывающий блок «Роснефти» полностью перешел на использование катализатора гидроочистки производства «РН-Кат». До недавнего времени российская отрасль также сильно зависела от импорта данной продукции. Таким образом, специалисты «Роснефти» произвели первый катализатор гидроочистки дизельных фракций для российской нефтеперерабатывающей отрасли, способный полностью заменить иностранные аналоги катализаторов гидроочистки для получения дизельного топлива Евро-5 с ультранизким содержанием серы. Это уникальный продукт, корпоративная инновация — единственный российский катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает получение на выходе дизельного топлива высшего экологического класса. До настоящего момента это являлось недостижимой задачей для многих западных поставщиков катализаторов. По своей активности данный катализатор значительно превосходит ранее использовавшиеся на предприятиях компании импортные аналоги.

Эксперты отмечают, что на катализаторы гидроочистки приходится около 40% мирового рынка катализаторов нефтепереработки. В ближайшие годы из-за снижающегося качества добываемого сырья в переработку будет поступать все больше тяжелой и сернистой нефти. В связи с этим, а также из-за повышения спроса на высококачественные топлива возрастает роль процессов гидроочистки. Как следствие, будет возрастать и спрос на катализаторы гидроочистки. В дизельных и бензиновых фракциях присутствие азот-, кислород- и серосодержащих соединений крайне нежелательно, поскольку ведет к ухудшению работы дизельных двигателей и двигателей внутреннего сгорания, вызывая образование нагаров и так называемых лаковых пленок. Содержание этих соединений нежелательно и с экологической точки зрения.

В 2021 году Рязанский НПЗ — один из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий России — перевел на российские катализаторы три установки гидроочистки — дизельного топлива, вакуумного газойля и нафты. Применение собственных наукоемких продуктов в рамках реализации программы импортозамещения позволяет компании получать дополнительные объемы бензина и дизельного топлива, характеристики которых соответствуют самым высоким экологическим требованиям. На установке гидроочистки дизельного топлива катализатор производства «РН-Кат» позволяет повысить стабильность и цетановое число, снизить вязкость и температуру застывания топлива. Благодаря применению собственного катализатора на установке гидрооблагораживания вакуумного газойля повысилось качество производства компонентов бензина Евро-6 с улучшенными экологическими характеристиками.

Катализатор блока гидроочистки установки каталитического риформинга играет ключевую роль в процессе производства товарных бензинов класса Евро-5, а также инновационных бензинов «Роснефти» — АИ-100 и Евро-6. Технология применения отечественных катализаторов позволяет Рязанскому НПЗ улучшить потребительские свойства моторных видов топлива. Октановое число получаемого катализата составляет более 95 пунктов.

Кроме этого, как пояснили в «Роснефти», компания является единственной в стране, кто выпускает платиносодержащие катализаторы риформинга и катализаторы для производства водорода.

Катализаторы риформинга — самые дорогие. На сегодняшний день уже более 90% катализаторов парового риформинга на установках производства водорода произведены на заводе в Ангарске. «Роснефть» уже на протяжении нескольких лет производит поэтапную замену импортных катализаторов на катализаторы собственного производства на установках риформинга бензина. Эти же катализаторы не менее успешно эксплуатируются российскими предприятиями других нефтяных компаний.

Специалисты научного института «РН-ЦИР» и Ангарского завода катализаторов и органического синтеза (входят в периметр «Роснефти») выпустили первую партию дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными свойствами. Два вида топлива — зимнее и арктическое — произведены с использованием каталитической системы, содержащей уникальный сероустойчивый катализатор изодепарафинизации на основе благородных металлов.

Каталитическая система с сероустойчивым катализатором «РН-ЦИР» позволяет совместить процессы гидроочистки и изодепарафинизации прямогонных дизельных фракций в одном реакторе, что значительно сокращает капитальные и эксплуатационные затраты. На сегодняшний день аналогичный катализатор предлагается только одной компанией в мире, что обусловливает высокую степень зависимости нашей страны от зарубежного поставщика.

В 2020 году в Новокуйбышевске «Роснефть» ввела в эксплуатацию первый в России опытно-промышленный комплекс для отработки технологий производства новых катализаторов, разрабатываемых в корпоративных НИИ. На базе комплекса компания планирует создание технологий для промышленного выпуска новых поколений конкурентоспособных катализаторов гидроочистки дизельного топлива и вакуумного газойля, изодепарафинизации, а также других процессов нефтепереработки.

География производства

Специалисты «Роснефти» отметили, что в периметре компании работают три катализаторных предприятия — Ангарский и Новокуйбышевский заводы, а также предприятие «РН-Кат» на базе Стерлитамакского завода катализаторов. В трех научно-исследовательских институтах компании ведутся работы, связанные с катализом и катализаторами.

Ангарский завод — производство широкого спектра. Основное направление — платиносодержащие катализаторы риформинга, изомеризации, производства водорода, предгидроочистки бензиновых фракций. Его мощность — до 400 тонн в год. Предприятие выпускает более 50 марок катализаторов для различных процессов нефтепереработки и нефтехимии. Ангарский завод является основным российским производителем катализаторов риформинга бензина. В 2023 году на Ангарском заводе планируется ввод в эксплуатацию новой установки мощностью 600 тонн в год по производству катализаторов риформинга и изомеризации бензина. Новое производство позволит не только повысить качество вырабатываемых катализаторов, но и в значительной мере обеспечить потребности всех российских НПЗ в современных катализаторах данного типа.

Компания также располагает современными мощностями по регенерации катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга на Новокуйбышевском заводе катализаторов. До недавнего времени в России не было технологии по регенерации катализаторов гидропроцессов в промышленных масштабах. Решить эту задачу сегодня помогает Новокуйбышевский завод катализаторов. Мощность предприятия по регенерации составляет до 4 тысяч тонн катализаторов в год. Эти мощности полностью покрывают потребности «Роснефти» в регенерации катализаторов. Процесс регенерации производится в среднем при температуре 450 C° на специальной установке, которая является одной из самых современных и технически оснащенных в России. Катализаторы проходят обработку по технологии «вне реактора», что является общепринятой мировой практикой в нефтепереработке. С ее помощью восстанавливаются основные физико-химические свойства катализаторов до максимально возможных значений для дальнейшей эксплуатации на НПЗ.