Главная Культура 00:19 27 Мая 2022 7752
Вахтанговцы целый век живут, творят и дальше будут!

Сегодня в театре - первая после ухода Римаса Туминаса премьера. С режиссером Эльдаром Трамовым поговорил «Труд»

Виктория Пешкова
Вахтанговцы первыми открывают нашему зрителю «Обратную сторону медали» (Яна Соболевская и Евгений Князев на репетиции). Фото: Яна Овчинникова

На прошедшей в понедельник, 23 мая, встрече министра культуры Ольги Любимовой с труппой Театра Вахтангова, откуда недавно уволился его многолетний художественный руководитель Римас Туминас, было решено, что в течение ближайших года-двух коллектив будет работать без худрука. Труппа заверила, что директор Кирилл Крок, главный режиссер Юрий Бутусов и худсовет способны обеспечить нормальную творческую жизнь коллектива. Министр пошла навстречу.

Хороший пример взаимной выдержки и готовности слышать друг друга, проявленных артистами и их государственным патроном в разрешении нелегкой ситуации. О том, как достойно, стремясь сохранить полифоничность репертуара и уважение зрителей, проходят вахтанговцы через выпавшие на их долю испытания, мы поговорили с режиссером первой в новой истории театра постановки «Обратная сторона медали» Трамовым. Премьера как раз сегодня, 27 мая.

— Эльдар, вы были ассистентом Римаса Туминаса на «Войне и мире». Тогда в вас и проснулась тяга к режиссуре?

— Нет, все началось раньше. Несколько лет назад наш худрук задумал постановку «Мать и сын», основанную на фрагментах мировой литературы, и согласился, чтобы я поработал с артистами над эпизодами. Но тогда довести замысел до конца не получилось. По каким мотивам Римас Владимирович вызвал меня ассистировать ему на выпуске «Войны и мира», не знаю, но однажды он сказал, что пора бы мне уже поставить что-то самому, и поскорее. По сути, благословил на эту постановку.

На репетиции «Войны и мира». Фото: Театр имени Вахтангова

— Флориан Зеллер сегодня — один из самых востребованных, в том числе на наших сценах, французских драматургов. Как думаете, почему?

— Это автор на грани гениальности. У него что ни пьеса, то ребус, хотя в основе всегда простая, до мозга костей бытовая история. И если не найти к ней ключа, кажется, что перед тобой бульварная комедия. Зеллер очень точно определяет болевые точки человеческой души, говорит о вещах, в которых мы и самим себе не всегда признаемся.

«Обратная сторона медали» лежала у меня давно. Зеллер написал ее раньше всем известной «семейной трилогии» — «Папа», «Мама», «Сын», однако в России, по крайней мере в Москве, ее не ставили. Это, конечно, несправедливо. Но насколько же сложнее оказалась пьеса, чем представилось мне при первом прочтении!

— Да, завязка тривиальна: добропорядочные супруги давно живут каждый сам по себе, и вдруг к ним в гости является друг семьи с юной красоткой, ради которой бросил умницу-жену.

— Ситуация знакома если не всем, то многим. Кто-то ее уже прожил, и возможно, не один раз, кому-то это еще предстоит. Но история, рассказанная Зеллером, очень быстро выходит за рамки взаимоотношений мужчины и женщины. Если я не способен любить и уважать человека, посвятившего мне свою жизнь, то не способен я на это и по отношению к другим людям, и к самому себе. И возникает вопрос, который любил задавать Петр Наумович Фоменко: куда уходит любовь? И сама ли она уходит, или мы ее гоним, отказываясь от нее?

— Уставший от семейной рутины муж в отчаянии восклицает: «Хочу, чтобы жизнь была непредсказуемой!» Снова вечный конфликт между «хочу» и «должен»?

— Пожалуй, да: строй свое счастье, даже если другим это принесет несчастье, — вот принцип, царящий в обществе. Кому в голову не приходила мысль: понимаю, что так поступать нельзя, но очень хочется?! Вопрос, что победит — разум или желание. Можно сбежать хоть в Мексику и носиться там голышом по пляжу, но если ты обгоришь, то смазывать тебя кремом и сдувать песчинки будет тот, кто тебя действительно любит. И вряд ли это юная беспечная красотка.

— Вы еще верите, что театр может кому-то помочь в жизненных передрягах?

— Если бы не верил, нашел бы себе другое занятие. Все вокруг твердят: надо говорить о человеке. Да! Но не о человеке вообще, а о совершенно конкретных вещах — страхах, мечтах, желаниях. И если театр еще называют храмом, то я хочу, чтобы человек мог найти здесь ответы на мучающие его вопросы.

— Вы занимаетесь режиссурой, не оставляя актерскую профессию. Не боитесь оказаться меж двух стульев?

— Бояться надо тем, кто врет. Им приходится делать все возможное, чтобы не вывели на чистую воду. Режиссура для меня — путь, требующий других затрат, иного включения. Петер Штайн рассказывал, что, прежде чем стать режиссером, он получил три высших образования — психологическое, философское и лингвистическое. Заметьте: не театральное, не режиссерское. Это профессия мировоззрения — нужно суметь разглядеть мир, открывающийся за текстом автора.

— А по-моему, сегодня большинство режиссеров хотят не открыть автора, а самоутвердиться за его счет.

— Из режиссуры уходит честность. Все меньше тех, кто не решает с помощью спектакля свои внутренние проблемы, не компенсирует за счет актеров собственные неудачи. Самопиар правит бал. Ради него примыкают к «школам», «направлениям», сооружают нечто скандальное, чтобы все ахнули. И тогда тебя либо зовут в раскрученный проект, либо объявляют мучеником совести. В обоих случаях пиар обеспечен. Нет пиара — нет режиссера. Сколько в провинции талантливых постановщиков и сколько их известно за пределами региона?

— Вахтанговский театр вступает в новый период своей истории...

— И не в первый раз. Тогда справились, и сейчас одолеем. Мы не подвели Евгения Багратионовича, успевшего поставить с учениками всего два спектакля. Сколько талантливых студий тогда кануло в Лету? А вахтанговцы не просто выжили, но целый век живут и творят. И дальше будут!

Сказать, что нам больно и горько, — ничего не сказать. Слова человека можно оценивать, только если они сказаны при общении с достойными людьми в ситуации открытого честного диалога и когда вся речь приведена полностью, без изъятий и искажений.

Эльдар Трамов — за честный диалог с достойными людьми. Фото: Театр имени Вахтангова

Приказ об увольнении не означает автоматического вычеркивания человека из жизни театра. Римас Владимирович остался с нами — идеями, безупречным вкусом, отношением к делу. Для многих из нас он камертон в творчестве на долгие годы.

Комментарии для сайта Cackle
Культура 00:01 / 28 Апреля 2023 14173
Обрести лицо

Небольшое послесловие к итогам Московского кинофестиваля

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
На открытии юбилейного фестиваля не было ни одной международно признанной звезды, кроме президента ММКФ Никиты Михалкова. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Вчера в Москве закрылся Московский международный кинофестиваль. Он прошел в 45-й раз. Об этой дате напомнила, в частности, фотовыставка в фойе кинотеатра «Октябрь». Я подошел к стендам, и воспоминания...

Культура 00:17 / 28 Апреля 2023 11823
Что Воля, что не Воля…

Телеканал ТНТ объявил о запуске «Шоу Воли». Зрителям сулят настоящий аттракцион дерзкого юмора на злобу дня

Сергей Беднов
Труд
К Павлу приходят именитые гости, которых он расспрашивает о делах и личной жизни. Местами (редкими) забавно. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В День космонавтики в кинотеатре «Октябрь» впервые показали фильм, снятый на МКС. На премьере присутствовали десятки знаменитостей. На следующее утро практически ни одно СМИ, рассказавшее о событии,...

Обществу не хватает героев, близких по менталитету нынешней молодежи, считает актер фильма «По законам военного времени»

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Роль военного юриста Николая Мирского стала для Максима Дрозда еще одной киноработой о честности и любви. Изображения предоставлены Первым каналом

Премьеру военно-исторического детектива «По законам военного времени», точнее, приквел уже известных серий, начал показывать на этой неделе Первый канал. Действие шестого сезона возвращает зрителей в тяжелейшее для...

Автор популярной антиутопии «Луна 84» работает в Москве, но живет в Махачкале

Дарья Ефремова
Труд
По словам Ислама, его история — воплощение голливудской мечты. Фото из открытых источников

Ислама Ханипаева называют литературной сенсацией: молодой махачкалинец, автор популярного паблика «Дневник дага», ворвался в литературу внезапно, став лидером читательского голосования респектабельной российской премии «Ясная...

В питерском Театре на Литейном состоялся марафон спектаклей по пьесам нашего великого драматурга

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Сцена спектакля «Мудрецы». Фото Юлии Паршаковой с сайта Театра на Литейном

На минувшей неделе повезло: три вечера подряд с мне не свойственным энтузиазмом участвовала в марафоне спектаклей по пьесам нашего великого драматурга Александра Островского в питерском Театре на Литейном....

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © PsychoShadow, globallookpress.com

Книжная индустрия, если разобраться, в значительной степени построена на некоем лукавстве, зачастую переходящем и в прямой обман. Издательская аннотация, например, расхваливает книгу за несуществующие достоинства. Мэтры выдают фразы на обложку,...

В новую команду спасателей Малибу Памелу Андерсон вряд ли возьмут

Труд
Как призналась самая известная в мире спасательница, она она до сих пор хранит тот самый красный купальник из реквизита

Американская студия Fremantle сообщила о намерении перезапустить сериал «Спасатели Малибу», и она уже проводит переговоры с рядом стриминговых платформ о его показе. Оригинальный проект выходил на телеэкраны...

У «Последнего богатыря» появится приквел. Соответственно, «Первый богатырь»

Труд
Кадр из фильма «Последний богатырь: Корень зла» с сайта kinopoisk.ru

Слово «франшиза» становится сладким и для наших кинематографистов. В самом деле, если фильм оказался успешным, то почему бы не наснимать всяких сиквелов, приквелов, ответвлений и прочего?! Что касается...

Зачем Андрей Смирнов вернулся к теме сталинского террора

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Андрей Смирнов на съемках фильма с актрисами Юлией Снигирь и Ксенией Раппопорт

Минуя прокат, на трех интернет-платформах («Кинопоиск», Kion и ivi) вышел новый фильм Андрея Смирнова — классика нашего кино. Того самого, что более 50 лет назад прославился фильмом «Белорусский вокзал»....

Под цензурный пресс попадают все новые фильмы

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Минкульт РФ отозвал прокатное удостоверение у фильма «Убийца «Священный паук». Кадр с сайта kinopoisk.ru

На днях Министерство культуры России отозвало прокатное удостоверение у фильма «Убийца «Священный паук» в постановке датского режиссера иранского происхождения Али Аббаси. Картина вышла на экраны с разрешения...

В Петербурге отпраздновали День Пьехи. Повод? Решение местных депутатов о присуждении Эдите Станиславовне звания почетного гражданина города

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Валерий Матусов/Russian Look, globallookpress.com

В Петербурге отпраздновали День Пьехи. Праздник неофициальный, горожане сами назначили его. Повод? Решение местных депутатов о присуждении Эдите Станиславовне звания почетного гражданина города. Ну наконец-то! Замечательная певица...

Этот генерал, соперник и противник Наполеона, захоронен на Невском проспекте. Он хотел освободить Францию от тирана…

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Жан Виктор Моро. Портрет работы Жак-Люка Барбье-Вальбонна, 1816. Музей Армии, Париж

Экскурсии сюда не водят, но могилу французского полководца Жана Виктора Моро в католическом храме Св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте мне показали сразу. Тут вообще народ очень приветливый. Доброжелательные...

Несколько строк об оптимизме искреннем и фальшивом

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «14+: Продолжение» с сайта kinopoisk.ru

На экраны выходит «14+: Продолжение» — сиквел фильма «14+», который был снят в 2015 году и с годами обрел едва ли не культовый статус. Нежную, тонкую, поэтичную ленту о первой...

На экраны выходит откровенный фильм о всемирно известном художнике

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Великого и ужасного Сальвадора Дали сыграл британский актер, лауреат премии «Оскар» Бен Кингсли

Его называли гением и безумцем, вождем сюрреализма и мастером саморекламы. Обратиться к этой сложной фигуре рискнула канадский режиссер Мэри Хэррон, автор культового «Американского психопата» и ряда других ярких...

Под крышей этого дома росли две сестры, одна из которых прославила отечественную науку, а другая послужила музой великому писателю

Елена Наумова, Никита Шевцов, Псковская область - Москва
Труд
Тот самый дом, где росли сестры Софья и Анна. Теперь перед входом стоит памятник великому математику. Фото из открытых источников

Деревня Полибино в 30 километрах от древнего города Великие Луки. Вокруг по-прежнему глухие псковские леса, топкие болота. Но эта глушь неразрывно связана с историей и великими именами. Именно здесь провела детство...

Русский музей вернул зрителю выдающегося скульптора ХХ века

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Сегодня «Часовой» Шервуда поставлен на пост у Новой Третьяковки. Изображения предоставлены Русским музеем

Любопытная выставка в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея посвящена художнику со знаменитой фамилией, но, как правило, не его мы вспоминаем при ее звуках. И это несправедливо, потому что роль, которую...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?