ЗДЕСЬ ВЯЖУТ ВЕНИКИ

Помните, как слаженно в советское время работала система отребкооперации? Население без проблем могло продавать государству излишки своего урожая. А как обстоит с этим дело сейчас? Это мы решили выяснить на месте.

- Опять ты, что ли? - восклицает заготовщик, увидев тучную старушку.
Кашифа Гильмиярова бьет рекорды по сдаче продуктов и сырья. Только яиц она каждую неделю приносит в заготконтору больше ста штук.
- Так сколько же у вас кур? - спрашиваю я.
- Сама точно не знаю...
Вместе с мужем пенсионерка из Бураевского района Башкортостана содержит пару коров, бычков, гусей и уток, небольшую отару овец. Помимо продуктов сельского хозяйства, семья сдает лекарственные травы и веники для бани. Килограмм сухих листьев березы оценивается в 9 рублей, почки - в 80. Корни лопуха - 18, одуванчика - 21.
Как оказалось, и сегодня, несмотря на низкие приемные цены, люди идут в районные потребительские общества. Девять заготовительных пунктов Бураевского районного потребительского общества работают по 12 часов в сутки. Картофель принимают по 4,5 рубля за кило, лук и морковь - по 5, капусту - по 4 рубля. Днем у заготпункта, расположенного в деревне Шелканово с населением 1300 человек, не протолкнуться. Кто-то привез мясо, кто-то шкуры, а кто и новый урожай зерна.
Начальник пункта Талгат Гареев тратит на обслуживание каждого клиента 5 - 10 минут. Обычно проверяется качество продуктов, у животных - вес и отсутствие болезней. А затем по желанию выдаются деньги или квитанция на продукты. Каждый двор в деревне за год зарабатывает минимум 20 тысяч рублей.
- Самая активная часть населения - пенсионеры, за ними идут дети, которые собирают лекарственные травы и вторсырье. Ну, а молодые семьи порой даже за картошкой не приглядывают. Лет через десять, боюсь, и сдавать будет некому, - рассказывают приемщики.
Скупкой продуктов занимаются и частники, но у них цены ниже. Зачастую при сдаче туши быка бизнесменами не учитываются внутренности и голова. А за свежий картофель "варяги" предлагают всего 2 - 3 рубля за килограмм. В последнее время былую популярность потеряли и пасеки. Девать мед некуда. Районное потребительское общество не принимает продукты пчеловодства из-за отсутствия спроса, на рынке их продать сложно.
- Слава Аллаху, что хоть что-то можно без проблем продать,- говорит колхозник Фарит Загидуллин. - У меня самого излишков не бывает. И даже когда козлиную шкуру сдаю за 35 рублей, душа не нарадуется. Живые деньги все-таки. Я одного не понимаю: мы за качественную продукцию получаем копейки, а почему же в городе все так дорого?