После реформирования столичной системы образования, которая прошла за последние пять лет, каждый школьник может выбрать направление обучения и определиться с будущей профессией еще во время учебы. В этом году откроютсядополнительно 50 медицинских и 50 инженерных классов, где ученики смогут подготовиться к поступлению в профильные вузы.
- Думаю, что вы на своем примере хорошо видите, что произошло с профильными классами и возможностями подготовки в наших школах, - рассказал мэр Москвы Сергей Собянин. - Если буквально несколько лет тому назад всего 1% школ имели три профильных класса и более, то сегодня таких школ - 56%. Большинство учебных заведений имеют возможность предоставить школьникам разные профили подготовки для того, чтобы они подготовились для поступления в высшие учебные заведения и выбрали себе профессию.
Благодаря изменению системы финансирования школ, когда они стали заинтересованы в каждом учащемся, за последние годы удалось модернизировать материально-техническую основу школ, закупить новые компьютеры, отремонтировать здания, построить 250 новых учебных заведений.
Большинство московских школ сегодня показывают хорошие результаты, а 128 московских школ вошли в топ-500 по России. Это в полтора раза больше, чем в 2013 году. Улучшилось также и качество образования: сегодня количество выпускников, получивших по итогам сдачи ЕГЭ 220 и больше баллов, увеличилось вдвое по сравнению с 2011 годом.
Мэр рассказал, что в новом учебном году в столице запускается проекты, которые позволят каждому учащемуся выбрать профессию, подготовится к поступлению в вуз и дадут возможность впоследствии качественно работать в лучших корпорациях страны. Всего в городе будет открыто 100 классов профориентации.
В 50 школах создадут специальные профильные медицинские классы, в которых программа химии и биологии будет составлена с учетом пожелания преподавателей и профессоров Первого медицинского университета, а ребята будут проходить практику в самом университете и столичных клиниках. Такое обучение даст им возможность четко понимать: нравится ли им профессия врача, и уже осознанно поступать в профильные вузы.
- Для нас это важно и потому, что проблемы здравоохранения нас волнуют не меньше, чем проблемы образования. Нам нужно, чтобы в медицинские университеты города поступали ребята, которые действительно хотят стать врачами, - пояснил градоначальник.
Второй проект создан совместно с 13 московскими техническими вузами столицы.
- Технические специальностинаиболее востребованы сегодня в экономике и в обществе, - отметил градоначальник. – Поэтому создана такая новая модель, которая заинтересовала ведущие институты, такие как Курчатовский институт, подразделения Росатома, объединенные авиастроительные корпорации.
Отбор учащихся в 10-11 инженерные классы будет производиться с учетом их желания, хорошей успеваемости по профильным предметам, а также активного участия в мероприятиях, организуемых школой совместно с вузами-партнерами.
Более подробно о развитии системы образования в Москве можно узнать, посмотрев онлайн-трансляцию общегородского открытого августовского педагогического совета, которая доступна на сайте столичного департамента образования.
Город формирует удобную для непрерывного образования среду. Московские школьники могут обучаться не только во время школьных уроков, но и после них – в музеях, театрах, парках, творческих мастерских, на площадках вузов и колледжей. Для развития способностей юных москвичей организованы специальные городские образовательные проекты.
Московские школьники могут реализовывать инновационные IT-проекты в «школах новых технологий». Такой статус могут получить школы столицы с самым высоким уровнем технологического развития, которые прошли многоступенчатый конкурсный отбор. Они активно используют электронный журнал, работают в информационном пространстве на интернет-порталах и т.п. В учебные заведения, победившие в конкурсе, были поставлены космические центры, виртуальные музеи, цифровые лаборатории, мультимедийные лингафонные кабинеты, трансформируемые классы, мобильные видеостудии, типографии и другое современное оборудование. Кроме того, победители смогли первыми воспользоваться преимуществами городских информационных решений («Веб-конференция», «Облачная бухгалтерия», «Проход и питание»), а также присоединиться к обширной партнерской программе проекта «ШНТ», которая включает заседания «IT-клуба», выставки, семинары, мастер-классы, экскурсии и конкурсы. Подробная информация о проекте есть на сайте проекта «Школа новых технологий».
Для расширения кругозора московских школьников организовали специальную олимпиаду «Музеи. Парки. Усадьбы» (http://museum.olimpiada.ru) Школьники гуляют по городу и выполняют определенные задания, решения которых можно найти только на территории культурных объектов. Таким образом, ученики соревнуются со сверстниками в эрудированности, внимательности и сообразительности. Олимпиадой «Музеи. Парки. Усадьбы» в 2014-2015 учебном году были охвачены 16 тыс. команд, 45,2 тыс. человек. В проекте сегодня принимают участие 80 учреждений культуры.
В рамках просветительского проекта «Университетские субботы» ведущие профессора московских вузов знакомят школьников с новыми научными достижениями и рассказывают об открытиях в различных областях человеческих знаний. Проект работает с 2013 года, для участия нужно предварительно зарегистрироваться на сайтеhttp://us.dogm.mos.ru. В первом полугодии 2015/2016 учебного года на базе ведущих вузов Москвы состоится более 1,2 тыс. мероприятий – лекции, семинары и мастер-классы, экскурсии, творческие занятия. Посетить их может любой ученик или студент колледжа или вуза Москвы. Мероприятия бесплатны для всех желающих.
Знаковый проект для московской системы образования и жителей столицы – «Урок в Москве». Занятия для школьников проводятся в уникальной социокультурной среде – на базе исторических объектов, предприятий, в памятных местах столицы. Родители вместе с детьми и педагогами участвуют в уроках, знакомятся с подлинными культурными и историческими образцами, погружаются в среду города, в котором живут. Среди ярких уроков проекта: урок-квест «Знаешь ли ты деревья своего города?» – в интерактивном центре «Познай себя, познай мир» Государственного Дарвиновского музея; «Вся наша жизнь – рефлекс» – в Государственном биологическом музее им. К. А. Тимирязева; «Экологические группы птиц» – в Терлецком парке; «Приспособления растений к действию факторов среды» – в Ботаническом саду Биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова; «Шевелились у цветка все четыре лепестка. Отряд Чешуекрылые» – в Научно-исследовательском Зоологическом музее МГУ имени М. В. Ломоносова и т.д.
В московских школах созданы условия для успешной учебы. Школьники учатся в классах с современным оборудованием, родители следят за успехами детей с помощью электронных ресурсов, а учителя преподают не только у школьной доски, но и дистанционно.
Сегодня в школах Москвы действует современный подход к распределению ресурсов: на смену общим поставкам оборудования пришли прямые заказы школ под конкретные проекты в интересах учеников. Массовые типовые ремонты сменились ремонтами под конкретную педагогическую стратегию конкретной школы. Это позволило качественно укрепить материально-техническую базу учебных заведений и создать условия для развития детей.
За 5 лет с 2010 года бюджетное финансирование школ увеличили более чем в 1,5 раза. В результате удалось значительно повысить зарплату педагогов, капитально отремонтировать 1,2 тысячи зданий, текущий ремонт провести на 3-х тысячах объектов. Всего за 2011-2015 гг. (с учётом планового ввода до конца 2015 г.) построено 63 новых школы и пристройки к существующим школам на 33,6 тыс. учеников. Также открыты 187 дошкольных отделения на 29,9 тыс. детей (в том числе в планах до конца 2015 г. ввести 14 школ на 9 тыс. учеников и 24 ДОУ на 4,5 тыс. детей).
В каждой школе организованы охрана и видеонаблюдение, контроль качества питания.
В соответствии с новыми стандартами полностью обновлен компьютерный парк школ. Сегодня московские школьники учатся на 160 тыс. компьютеров и ноутбуков, 28-ми тыс. мультимедийных проекторов, 17-ти тыс. интерактивных досок.
С помощью современных IT формируется единая образовательная среда учителей и учеников Москвы. Это позволяет создавать индивидуальные сценарии уроков и учебные материалы для учащихся, а также обмениваться лучшими практиками.
Городские власти развивают электронные сервисы в сфере образования. Уже несколько лет москвичи записывают детей в школу, детский сад, колледж, на дополнительное образование, получают информацию об успеваемости и посещаемости, результатах ГИА, ЕГЭ, олимпиад на московском портале госуслуг pgu.mos.ru.
В школах продолжают внедрять электронные учебники. В этом учебном году по ним будут учиться 37 московских школ.
В результате создания многопрофильных «школ больших возможностей» московские школьники повысили уровень своих знаний. Они успешнее сдают ЕГЭ, побеждают во всероссийских предметных олимпиадах, а московские школы лидируют в рейтинге лучших учебных заведений страны.
Среди выпускников стало больше отличников. Результаты ЕГЭ в 2015 году по ряду показателей превзошли прошлогодние в 2 раза: например, вдвое по сравнению с показателями 2014 года увеличилось количество участников ЕГЭ, которые набрали более 90 баллов по всем предметам.
На 20% по сравнению с 2014 годом увеличилось количество школьников, сдавших ЕГЭ на 100 баллов.
Количество стобалльников по русскому языку и литературе увеличилось в 2 раза: по литературе с 16 до 41, по русскому языку с 324 до 601.
Предметные олимпиады становятся реальным инструментом выявления и развития таланта каждого. Сегодня участие во Всероссийской олимпиаде школьников перестало быть уделом избранных «элитных школ». Участвовать и побеждать в олимпиаде теперь можно, обучаясь в любой школе (с 2012 года первый этап проводится во всех московских школах).
Увеличилось количество школ, подготовивших победителей и призеров городского этапа Всероссийской олимпиады школьников: в 2015 г. более 600 (более 90% всех школ города), в 2010 г. – около 400.
За пять лет в 2 раза больше юных москвичей стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников – 583 человека в 2015 г. и 278 – в 2010 г.
Московские школы входят в рейтинги лучших российских школ. В опубликованный в сентябре 2014 года рейтинг 500 лучших школ России включены 126 московских школ (2013 год – 89 школ). В список лучших 25 школ страны вошли 13 образовательных организаций города Москвы (2013 год – 7 школ).
Подробную информацию о развитии системы образования в Москве можно получить 27 августа 2015 года, посмотрев онлайн-трансляцию общегородского открытого августовского педагогического совета. Трансляция в сети Интернет начнется в 12:30 и будет доступна на официальном сайте Департамента образования.