Земфира написала траурный марш своей профессии

А вот Борис Гребенщиков и по подземным переходам играет, и шесть альбомов в год делает

С пандемией коронавируса мы живём уже полтора года, и кто только из артистов ее за это время не клял. Но одно дело абстрактный «кто-то», другое — когда вопль отчаяния издает, допустим, Земфира. Такой голос в хоре точно не утонет.

Напомню — в разгар августовского «мёртвого сезона» певица разместила в своих соцсетях пост, где сообщила, что а) из намеченных на прошлый год 8-9 фестивалей у нее состоялось 2 концерта (не фестиваля), а в этом году при подготовленной и отрепетированной новой программе — ноль концертов. И б) играть онлайн «для двух сознательных и двадцати пиратов» она не готова, ибо это не покроет даже технических затрат на площадку, звук, свет, репетиции. Нет, ей по-прежнему нравится музицировать, и писать она продолжит — «у Ренаты (Литвиновой — «Труд») намечается грандиозный проект», но работать вхолостую — увольте. И вывод: «Потерянные билеты ничто в сравнении с потерянной профессией».

Какие тут диванные страсти разгорелись на предмет того, к лицу ли артистам, явно не бедствующим, жаловаться на невыносимую судьбу. Но Земфиру поддержал муж и продюсер певицы Валерии Иосиф Пригожин. Ранее в числе публично сетовавших на свертывание концертов были замечены Валерий Меладзе, Александр Иванов из «Рондо» и другие артисты. С Меладзе вышло совсем смешно, потому что Валерия Шотаевича прорвало аккурат накануне Нового года, когда стало ясно, что ёлок, приносящих колоссальный доход, теперь не будет. Артист предложил в знак протеста... бойкотировать новогодние огоньки. Уж сколько господину Меладзе тогда пришлось выслушать язвительных реплик. Потому что, помимо найденной тут же журналистами-расследователями роскошной недвижимости, у певца обнаружили ещё и отрыв от реальности: мол, крутить всю новогоднюю ночь из года в год одну и ту же русскую попсу на всех каналах — это, ребята, вам подарок, а не нам.

Земфиру сложно отнести к попсе, и в новогодних голубых плясках она вроде бы не замечена. Но по своенравности артистка вряд ли уступит тому же Меладзе. Так, за последние лет десять она практически не разменивалась на клубные площадки, предпочитая стадионный формат, который и эмоциональную отдачу дает оглушительную, и, извините, деньги приносит куда более серьезные. Но даже такая звезда могла бы понять, что есть во вселенной силы, которым, фигурально говоря, наплевать на самые крутые артистические амбиции, и рядом с ними стоит хотя бы на время поступиться статусом. Ведь концерты отменены не из-за чьей-то злонамеренной блажи, а по обстоятельствам силы пока еще непреодолимой.

Впрочем, сильно упрекать артистов в подобных криках души, право, тоже не хочется. Да, они не умрут с голода и не попадут в переплет, в котором из-за пандемии оказался, например, бизнес. В том числе концертный: так, убыток организаторов фестиваля «Дикая мята», отменённого за считанные часы до открытия, составил почти 100 млн рублей. Однако эти люди не устраивали сеансов публичного вырывания у себя волос, а терпеливо приняв удар, принялись строить фундамент будущего фестиваля, в том числе при поддержке музыкантов, которым до прайса Земфиры и Меладзе как до Луны, но они до сих пор бесплатно играют благотворительные концерты, чтобы продюсер той же «Дикой мяты» Андрей Клюкин не превратился в банкрота.

Но топ-звёзды ведь — взрослые дети, баловни судьбы, чьи публичные капризы — часть работы и имиджа, и многие именно за эту детскость их и любят. За красиво поданные эмоции, за публичную (ха-ха) депрессию и прочие эффектные выплески, которые миллионы рядовых граждан не могут себе позволить.

Есть, впрочем, и такие музыканты, которые, старомодно считая свое дело не только и даже не столько способом срубания денег, сколько призванием, находят выход во всех ситуациях. Взять хоть Бориса Борисыча Гребенщикова. Многие до сих пор гадают, что это за причуда такая у мэтра: выступать в подземных переходах разных городов. Но раз уж он не чурается, так сказать, встать на одну площадку с провинциальными бомжами, то почему не использует это для собственной пиар-кампании с лозунгом: «Всё пропало, нет денег»? Видимо, потому что перфомансы БГ объясняются иными, нематериальными причинами. Помните, как говорили раньше: если Бог дает ребенка, то дает и на ребенка. Не так ли и с музыкой? Кто знает, но по крайней мере у того, кто в это верит, находятся силы и на концерты, и на то, чтобы выпускать по шесть альбомов в год.