В РОССИИ СГОРЕЛ ЦЕЛЫЙ КИПР

Вчера в Управлении лесами по Читинской области подвели предварительные итоги ущерба от бушевавших весною и летом лесных пожаров. Только здесь за нынешний сезон сгорело 217 тысяч гектаров. А всего в России, по предварительным данным Центра мониторинга лесных пожаров ФГУ "Авиалесохрана", нынешним летом огонь уничтожил более 900 тысяч гектаров угодий. Чтобы представить масштабы наших потерь, представьте: общероссийское пепелище, возникшее там, где еще недавно шумела тайга, по территории равно, к примеру, площади острова Кипр.

Леса в Сибири горят каждое лето. По оценкам специалистов, в этом году ситуация складывалась более или менее приемлемо. Обычно сгорает еще больше. Поэтому, когда "Труд" попросил экспертов прокомментировать сегодняшние цифры, никто из них не удивился: "900 тысяч га? Это нормально".
А вот для Европы лесные пожары нынешним летом стали настоящим испытанием. Весь мир, в том числе и россияне, следил за тем, как изнывающие от жары европейцы безуспешно боролись с огненной стихией. Власти Македонии, Черногории, Болгарии и Греции молили о помощи. И помощь пришла, в том числе и в виде российских вертолетов Ми-8, Ми-26 и самолета Ил-76 МЧС России. Более того, 29 июля из Москвы в Грецию вылетел самолет-амфибия Бе-200 МЧС России - уникальная разработка машиностроительного объединения "Иркут".
Бе-200 храбро бросился бороться с заморским огнем, а спустя всего два дня после его первого вылета в Читинской области власти объявили чрезвычайное положение. По данным Интерфакса, 31 июля там было зарегистрировано 60 очагов возгорания, огнем было охвачено 6 с половиной тысяч гектаров леса и 300 гектаров степей. Оказавшиеся в огненном кольце жители областного центра буквально задыхались от едкого дыма. Наверное, ситуация не превратилась бы в критическую, если бы к тушению своевременно были бы привлечены могучие силы МЧС.
- Под моим началом четыре вертолета Ми-8 и два вертолета Ми-6, - рассказывает Андрей Груздев, руководитель авиационного отдела Сибирского регионального центра МЧС России. - Для разведки также имеются самолеты Ан-74 и Ан-3. Однако мы участвуем в тушении лесных пожаров только тогда, когда возникает угроза для жизни людей или объектов народного хозяйства. Обычные же лесные пожары должны тушить сотрудники авиалесохраны. Поэтому мы поднимали свою авиацию в воздух, но лишь там и тогда, когда ситуация становилась критической. В том числе в Читинской области, и в республике Тува, когда там ввели чрезвычайное положение.
Однако, как показали события, своими силами, без МЧС, лесохрана Читинской области справиться с огнем не смогла. Возможно, потому, что как раз в этом году, после введения в действие нового Лесного кодекса, ведомство отдали "на откуп" региональным властям. А у тех денег на борьбу с огнем, как всегда, не хватило.
- После передачи полномочий по управлению лесным хозяйством в регионы эффективность использования денежных средств значительно снизилась, - считает руководитель Центра мониторинга лесных пожаров ФГУ "Авиалесохрана" при Рослесхозе РФ Роман Котельников. - Теперь каждый субъект - сам за себя. А раньше все силы по тушению были сосредоточены под одним началом, их можно было как-то перераспределять в зависимости от обстановки. Теперь, увы, это невозможно. Конечно, региональные представительства очень стараются, но справиться самостоятельно у них не везде получается. Жаль, что МЧС подключается к проблеме тушения пожаров, только когда ситуация уже вышла из-под контроля. Но таков закон, и с этим ничего не поделаешь.
"Труд" дважды в нынешнем году бил по этому поводу тревогу. Еще весной специалисты со страниц нашей газеты предупреждали, что слишком поспешное принятие Лесного кодекса без проработки подзаконных актов породило на местах хаос и неразбериху. Слава Богу, что нынешнее лето у нас выдалось не таким жарким, как в Европе. Иначе потери увеличились бы в разы. Но и сегодня наша страна недосчиталась как минимум миллиарда рублей - это только стоимость самой древесины. А если учесть затраты на восстановление леса да приплюсовать упущенную выгоду от переработки сырья, то выходит просто громадная сумма. По сравнению с ней меркнут те несколько миллионов долларов, которые получит Россия за помощь МЧС другим европейским странам.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Владимир Дмитриев, координатор лесной политики в России:
- Главный вывод из случившегося таков: подключать силы МЧС к тушению лесных пожаров в России надо обязательно. И не валить все лишь на лесоохрану. Ведомственная чересполосица лишь умножает огромные потери государства. И всем миром начинать тушить пожары, на мой взгляд, целесообразно именно тогда, когда огонь только-только начал свою "жатву". А когда огненная стихия уже бушует вовсю на гигантских территориях, никакая современная техника не спасет.