«Во-первых, это красиво!»

Аэропорт Шереметьево открыл третью взлетно-посадочную полосу по соседству с жилой застройкой

На прошлой неделе в столичном Шереметьево торжественно открыли ВПП-3. Высокие должностные лица, более 100 представителей СМИ, камеры главных телеканалов. И вишенкой на торте — первая посадка на новую полосу рейсом из Санкт-Петербурга Airbus «Аэрофлота» в ливрее, расписанной под гжель. К традиционной встрече лайнера водяной аркой очень своевременно присоединилась радуга. Все прошло на ура под аплодисменты и приветственные речи.

А 60 лет назад военный аэродром Центральный принял первый гражданский рейс: тогда Ту-104 прибыл из Ленинграда со 100 пассажирами на борту. С него и началась история Шереметьево при поддержке самого Хрущева, вдохновленного визитом в лондонский аэропорт Хитроу. Никита Сергеевич во всем норовил догнать и перегнать капиталистов. И в данном случае это удалось: сегодня Шереметьево — в первой десятке хабов Европы по объемам перевозок, входит в топ-лист лучших аэропортов мира и удостоен пяти звезд в международном рейтинге Skytrax.

Пропускная способность воздушной гавани — более 45,8 млн пассажиров в год, 357 тысяч взлетно-посадочных операций. Две ныне действующих ВПП расположены параллельно, из-за чего самолеты не могут садиться одновременно. Третья полоса удалена и способна работать в независимом режиме. В результате количество взлетов и посадок может увеличиться с 60 до 90 в сутки, а пропускная способность — до 100 млн пассажиров в год.

ВПП-1, введенная в строй еще в 1953 году, встанет на плановую реконструкцию без ущерба для графика полетов. Будут отремонтированы действующие рулежные дорожки и построены две новые скоростные, ведущие к терминалам Шереметьево-1, обновлены инженерные сети и коммуникации, введена система раннего оповещения об образовании гололеда и другие новшества. Шереметьево стал первым в России аэропортом с такими техническими возможностями.

Строительство длилось без малого 10 лет. По словам специального представителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, трудно припомнить более сложную судьбу проекта, который сопровождали постоянные препятствия. Пришлось переносить два газопровода, три нефтепровода, линии электро- и водоснабжения, изменить русла рек Клязьмы и Мещерихи, снести более 100 жилых домов, уложить более 750 км кабеля, не говоря уже о мегатоннах бетона. Именно в этом районе существовала знаменитая свалка, ликвидацией которой занимались внутренние войска по личному указанию Владимира Путина. Вторая свалка обнаружилась в створе ВПП при закладке фундамента. Ее помогли устранить власти Подмосковья.

«Все работы выполнялись с учетом экологических требований, — подчеркнул Сергей Иванов. — В частности, применялись технологии биологической очистки и регенерации почвы. Природоохранные мероприятия соблюдаются и в процессе эксплуатации. Например, противообледенительная жидкость при обработке воздушных судов не уходит в грунт, а собирается в специальные контейнеры и утилизируется со всеми предосторожностями».

Что дает ввод ВПП-3 нам, пассажирам? Министр транспорта РФ Евгений Дитрих утверждает, что долгожданное событие повышает качество инфраструктуры, обеспечивает комфорт и новый уровень безопасности. «Это не просто масштабное строительство, это уникальные технические решения, инновации, кураж, если хотите, — заявил министр и с улыбкой процитировал рискованный интернет-мем: «Во-первых, это красиво!».

Глава Росавиации Александр Нерадько вручил сертификат соответствия аэродрома председателю совета директоров АО «Международный аэропорт Шереметьево» Александру Пономаренко и напомнил собравшимся, что по сути введен в строй новый аэродромный комплекс. Это не только современная ВПП размером 3200 на 60 метров, но и новейшие средства управления воздушным движением, радары, обеспечивающие посадку всех типов воздушных судов в автоматическом режиме по III А категории ИКАО, скоростные рулежные дорожки. Одна из них проходит над автомобильным шоссе. Бетонные опоры делают ее похожей на знаменитую ВПП, уходящую в океан, на португальском острове Мадейра.

Губернатор Московской области Андрей Воробьев отметил, что Шереметьево не только визитная карточка страны, но и крупнейший работодатель. Выпускники подмосковных колледжей получают реальную возможность престижной работы, тем более что готовится к открытию новый терминал. По ходу дела происходит масштабная реконструкция автомобильных дорог, улучшая качество жизни жителей области...

Кстати, о жителях. Они тоже ликуют вместе с авиаторами и осознают всю важность исторического момента? Как себя чувствуют люди, когда над ними садятся и взлетают самолеты? Почему их не переселили заранее? Что их ждет в будущем?

Буквально через дорогу от новенькой ВПП стоят дома нескольких деревень: Пикино, Лунево, Паршино, Перепечино и Дубровки. Две последних попадают в санитарно-защитную зону аэродрома. Ограждение с колючей проволокой теперь проходит практически по их огородам. Полемика в соцсетях отражает весь спектр мнений местных жителей. Люди в страшной тревоге, что о них попросту забыли. А теперь их владения стремительно падают в цене, потери государство не компенсирует, о переселении ничего конкретного не слышно. Переживают, что надо покидать насиженные места с удобной транспортной доступностью соседних городов Химки и Лобня, куда дети ездят в школу...

Строго говоря, за десятки лет люди привыкли жить вблизи аэродрома, но раньше от ВПП их отделяла лесополоса. Сейчас аэродром обосновался прямо на деревенских подворьях. Не нужно быть медиком, чтобы понимать: шумы и выбросы вредных веществ опасны для здоровья. И только московский район Тушино облегченно вздыхает: с вводом ВПП-3 интенсивность полетов над ним должна снизиться.

А что говорят чиновники? Сергей Иванов: «Почему, как только Минтранс объявляет о строительстве объекта, в чистом поле появляются новые дома и коттеджи? Частные домовладения возникают с помощью местных чиновников. Надо спросить местные власти, почему продолжалось строительство жилых домов уже после того, как полоса начала интенсивно строиться. Это бизнес, с которым надо бороться!

Мы помним недавнюю посадку самолета на кукурузное поле. Счастье, что рядом не было жилой застройки. Мы должны в первую очередь обеспечивать безопасность и жестко соблюдать законодательство. Поправки к закону сейчас облегчают транспортное строительство».

Александр Нерадько: «1,5 млрд рублей выделено из федерального бюджета для переселения. Проведена независимая оценка стоимости частных владений. Зарегистрирован 121 участок. Только пятеро собственников категорически отказались от переезда. В сентябре подписаны 13 приказов о выкупе земель и компенсации стоимости строений, первые 13 хозяев их получат в ближайшие два месяца. Акт приема-сдачи ВПП-3 подписан в конце августа. Санитарная защитная зона устанавливается уже после ввода объекта в строй. По законодательству расселение должно осуществиться в течение двух лет. Уверен, что все переедут на новые места жительства раньше положенного срока».

Поживем — посмотрим?