Берут только практиков

«Труд» выяснил, чего ждут компании от студентов-менеджеров, как их готовят к работе и на что им можно рассчитывать

Выпускница факультета финансового менеджмента Государственного университета управления (ГУУ) Наталья Комарова сейчас работает непосредственно по специальности — менеджером отдела налоговых и юридических услуг предприятий энергетического сектора PricewaterhouseCoopers.

Она считает, что, поскольку трудно предугадать будущую сферу работы выпускника, лучше получить хорошие теоретические знания в области менеджмента: знание экономических наук, различных теорий управления, основ специальных дисциплин — управления проектами, инновационного менеджмента, управления персоналом. «Мне обучение в ГУУ дало хорошее базовое экономическое образование, хорошее понимание различных аспектов функционирования и управления предприятиями. Эти знания позволили мне успешно строить карьеру», — подвела итог Наталья.

Подбор менеджеров по типу характера

В компании «Русский алкоголь» на позициях менеджеров работают как выпускники ведущих московских вузов, так и те, кто получил менеджерское образование в регионах.

В основном они работают в департаменте продаж, руководят группами торговых представителей. Менеджеры из госуниверситетов Волгограда, Владимира, Орла не хуже, чем обладатели дипломов МГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Российской экономической академии и права или Московского госуниверситета пищевых производств, - сравнивает руководитель департамента по управлению персоналом компании «Русский алкоголь» Елена Гордей. - Большая часть структурированных FMCG компаний проводят базовые тренинги, помогающие быстрее и легче адаптироваться к новой работе.

«Единственное, чего не хватает выпускникам последних лет, — отсутствие практической базы. Это характерно для всех вузов. Поэтому, если передо мной будет лежать два резюме — выпускника МГУ и Новосибирского госуниверситета — и у новосибирского кандидата будет опыт работы в продажах от года, я, конечно, возьму его», — комментирует свое решение Елена.

По её наблюдениям, разница между выпускниками вузов все же есть, но это не значит, что одни дипломированные менеджеры хуже других. Дело в другом: у них разные подходы к ведению бизнеса, соответственно, они востребованы на разных этапах развития компании.

Если пользоваться терминологией продаж, то в одних вузах готовят легких на прорыв «летчиков», в других - упорных и сосредоточенных «танкистов». Те, кто получил менеджерское образование в МГУ, - это «летчики». «Они быстро достигают результата, открыты к инновациям, но невнимательны к деталям. Они максимально успешны, когда компании необходим стремительный рост, - рассказывает Елена Гордей. - Выпускники «Бауманки», напротив, более аналитичны. Они внимательны к деталям, медленнее достигают результата, зато демонстрируют стабильный результат на протяжении долгого времени».

Отличие выпускников ГУ-ВШЭ от многих выпускников классических госуниверситетов — способность быстро находить выход из конкретной ситуации. Они способны делать это благодаря тому, что обучение в «Вышке» построено на решении кейсов. В госуниверситетах эти зарубежные методики зачастую применяются реже и менее эффективно.

«Поскольку на собеседовании в «Русский алкоголь» соискателям, проходящим конкурс на руководящие позиции, предлагают решить бизнес-кейс, сделать набросок бизнес-плана, у менеджеров из Высшей школы экономики больше шансов получить у нас работу, поскольку они уже имеют опыт работы с такими задачами», - заключает Елена Гордей.

Менеджеры-стажеры

Талантливых студентов нужно брать тепленькими — это поняли уже во многих крупных российских компаниях. Целевой прием, летние стажировки с перспективой остаться в штате, конкурсы с призом «пополни наши ряды». Так действуют компании самых разных направленностей — от «Тройки Диалог» до «ЛУКОЙЛа», от «Макдоналдса» до Procter&Gamble.

В пивоваренной компании InBev, например, уже третий год ищут таланты с помощью программы, которая так и называется — «Менеджер-стажер». В компании логично предположили, что менеджеры, хотя и любят пить пиво, вряд ли разбираются в особенностях производства, и решили готовить кадры сами. «Курс молодого бойца» для менеджера-пивовара длится 10 месяцев и включает как стажировку в Европе, так и работу на местах — в регионах. Причем как в отделе продаж, так и в отделе пивопроизводства. В British American Tobacco подобная программа длится два года.

В российском подразделении компании «Хенкель» совместных программ с вузами до этого года не было, но и они пришли к выводу, что талантливых сотрудников следует искать именно так.

Теперь любой студент может принять участие в программе Henkel Innovation Challenge. Задача — представить небанальную концепцию развития одного из брендов «Хенкель» до 2050 года. Студентов ищут в ведущих вузах — МГУ, МГИМО, ВШЭ, РЭА им. Плеханова. «В будущих сотрудниках мы ищем новый взгляд на вещи, креативное мышление и неподверженность стереотипам. Именно поэтому нам интересны вузы не чисто экономические, а те, которые дают также хорошее гуманитарное образование», — объяснил менеджер по организационному развитию и управлению талантами компании «Хенкель» в России Артур Легкий.