Искусство быть любимым

Николаю Караченцову — 65 лет

Свое 65-летие справит сегодня один из самых славных ленкомовских артистов Николай Караченцов. На юбилейный вечер в Театре Эстрады придут и его друзья по цеху, и зрители, для которых Караченцов всегда был любимым актером.

Говорят, та страшная авария на Мичуринском проспекте зимой 2005-го случилась из-за того, что Караченцов гнал по трассе. Он всегда был любителем высоких скоростей. Мужская страсть к риску — это тоже про него. В начале 70-х годов, когда он дебютировал в театре, слово «секс-символ» было не в ходу, но Караченцов, несомненно, мог бы считаться таковым. Славу ему принес легендарный спектакль Захарова «Тиль», где он сыграл роль отважного балагура, вступающего в битву с ханжеством и лицемерием. Потом у него были самые разнообразные роли, включая легендарного графа Резанова в спектакле «Юнона и Авось». Но если говорить о главном свойстве актера, то можно сказать так: всю жизнь он играл героя, который торопится жить.

Караченцов, можно сказать, считался пижоном. Его всегда отличали небрежная скороговорка в речи и залихватская небрежность в движениях. Но эта небрежность — обманка, поскольку каждое движение и каждая интонация Караченцова невероятно точны. Являя потрясающую работоспособность, он все время развивался. Этот бег к самим собой поставленной цели был прерван на ходу нелепой аварией на обледенелом Мичуринском. Но он успел в своей жизни добиться главного: заслужил зрительскую любовь и любовь ближних. А любовь спасает.

Реплика

Елена Шанина, актриса «Ленкома»:

— Когда я пришла в «Ленком» после института, моим первым партнером по сцене стал Коля Караченцов. У него перед этим вышел спектакль «Тиль», и о нем вдруг сразу заговорили и Москва, и Питер. Поэтому он был ещё немного обалдевшим от свалившейся вдруг на него славы. Зрители ещё плохо выговаривали его фамилию, но уже знали его как Тиля.

В общем, он уже был восходящей звездой, а тут ему пришлось репетировать с какой-то студенткой. Но его это не смущало. Наоборот, он меня взялся подбадривать. Меня это подбадривание даже пугало, потому что на меня обрушивалось слишком много его молодой энергии. Караченцов был мне потрясающим партнером во многих спектаклях, в том числе и в «Юноне и Авось», который имел ошеломительный успех. Звездной болезни у Коли после этого не случилось.

Все-таки он во всем сын своей матери Янины Евгеньевны Брунак, которая была балериной и, значит, понимала, что такое внутренняя дисциплина. У Коли, как и у его матери, тоже есть это обостренное чувство долга и невероятная работоспособность, как у балетных артистов. Мне кажется, после случившейся с ним трагедии Коля ещё лучше понял, насколько он важен и нам, его партнерам, и зрителям, насколько мы все его любим. Конечно, лучше, когда меньше славы, но больше здоровья, но что поделаешь, если так все случилось?

Я счастлива, что Коля, несмотря ни на что, с нами, что рядом с ним близкие, любящие люди… Ну, а что касается всего остального: Нужно помнить о том, что если Бог где-то закрывает дверь, то он в другом месте открывает окно. Поэтому надо быть благодарным за все хорошее.

Виктор Раков, актер «Ленкома»:

— До того как с ним случилась эта беда, Петрович был как Фигаро: то здесь, то там. Всюду успевал и при этом очень интересно работал. Как-то раз у нас с ним была очень напряженная поездка в Минск, и мне от таких нагрузок было не по себе.

Но потом я обращал свой взор на Петровича и понимал, что он гораздо старше меня и нагрузок у него больше, а он весел, свеж и не плачется. Поэтому он всегда для меня служил примером. Конечно, для такого активного человека, как Петрович, нынешнее состояние очень непривычно. Но Людмила, к счастью, не дает ему сидеть на месте: он занимается спортом, чуть ли не теннисом, у него бывают прогулки и даже пробежки.

Он всегда был настоящим мужчиной — и в жизни, и на сцене. Он и сейчас остается таким. Он служит для меня примером синтетического актера, который умел на сцене все — и двигаться, и петь.

Досье

Николай Караченцов, актер

Родился в Москве 27 октября 1944 года. Отец — художник, мать — балетмейстер. В 1967 году окончил Школу-студию МХАТ, распределен в Театр имени Ленинского комсомола. В 1975 году женился на актрисе Людмиле Поргиной. В 1978 году у них родился сын Андрей. Сыграл в спектаклях «Тиль», «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Гамлет», «Sorry», «Шут Балакирев».

Всенародную славу ему принесли роли в фильмах «Старший сын», «Собака на сене», «Трест, который лопнул», телесериалах «Королева Марго», «На углу у Патриарших» и других. 28 декабря 2005 года попал в автокатастрофу. Чудом выжил, но получил тяжелую черепно-мозговую травму.

Выбор

Этапные роли Николая Караченцова

«Тиль» (1974). Режиссер Марк Захаров

Роль, сделавшая Караченцова знаменитым. Вчерашний выпускник Школы-студии МХАТ с азартом сыграл главную роль в пьесе Горина.

 

«Старший сын» (1975). Режиссер Виталий Мельников

После этого фильма по пьесе Вампилова Караченцов (Бусыгин) стал по-настоящему известен советской публике.

 

«Юнона и Авось» (1981). Режиссер Марк Захаров

Легендарная постановка «Ленкома» по рок-опере Рыбникова на стихи Вознесенского. Караченцов стал по сути соавтором спектакля.