Юлия Пересильд примерила на себя корону

А вот про народ авторы фильма «Императрицы» забыли…

Выходящий на экраны фильм «Императрицы» создан по заказу и при поддержке «Газпрома» в рамках исторического цикла «Русь». Картина является продолжением ленты «Петр I. Последний царь и первый император», которая год назад стала самым кассовым художественно-документальным проектом в кинопрокате, собрав, впрочем, не бог весть какие весомые 275 млн рублей. Скорость создания цикла меня, не скрою, настораживает...

В центре нового фильма — история взросления, становления и, если будет уместно это слово, мужания Елизаветы Петровны, младшей дочери Петра I. Император (Иван Колесников) пообещал юной Лизавете, что выдаст ее замуж за Людовика XV, и она станет королевой Франции. Но Петр, спасая севший на мель в водах Финского залива бот с солдатами, простудился, заболел и в скором времени умер, не оставив завещания. Ослабевшей рукой он написал только два слова: «Отдайте все...».

Кому передать трон, осталось неясным. Так началась эпоха подковерных интриг и дворцовых переворотов, в результате которых молодой империей на протяжении 70 лет правили женщины: то вдова Петра Екатерина I (Ксения Утехина), то племянница императора Анна Иоанновна (Анна Уколова), то Анна Леопольдовна — регентша при своем сыне, малолетнем императоре Иване VI.

Анна Леопольдовна в свои 22 года не успела всерьез заняться государственными делами. После года ее правления Елизавета Петровна, опираясь на верных ей гвардейцев Преображенского полка, совершила дворцовый переворот и провозгласила себя императрицей. Пышные торжества по случаю ее восшествия на престол растянулись на два месяца. А всего она правила страной на протяжении 20 лет. Далее придет черед Екатерины II — она, судя по всему, станет героиней третьего фильма цикла.

Режиссер Андрей Кравчук, снявший ранее неоднозначно воспринятые критикой исторические киноколоссы «Адмиралъ», «Викинг», «Союз спасения», решил в двухчасовой картине охватить практически весь жизненный путь Елизаветы Петровны: от рождения (в детстве ее играет дочь Юлии Пересильд Мария, в юности — Анастасия Талызина) до самой смерти. С этой целью он снял ряд игровых сцен с участием актеров и щедро насытил фильм анимационными фрагментами с нарисованными персонажами, картами, схемами...

А еще записал видеоинтервью с видными историками, музейщиками, специалистами по эпохе, среди которых неожиданно оказалась тренер по художественной гимнастике Ирина Винер, по моим сведениям, к знатокам седой старины доселе не принадлежавшая. В итоге она произнесла в фильме несколько общих фраз. И в чем был смысл ее появления на экране? Венчает это пестрое действо пространный закадровый текст, который, как и в первом фильме, читает Константин Хабенский, добавляя при слове «империя» державного металла в свой хрипловатый голос.

«Императрицы» на выходе получились большим, визуально впечатляющим (солидные денежные вливания в аренду дворцов, в создание павильонов, сотен исторических костюмов, военной амуниции, париков хорошо видны на экране), но сугубо телевизионным продуктом. Как по мне, место «Императрицам» на телеэкране, а не в кинопрокате. Однако при нынешней скудноватой афише в кинотеатрах идут даже записи театральных спектаклей и концертов, трансляции футбольных матчей. Почему там не быть телефильмам и телепередачам?

Дело, впрочем, не только и не столько в формате «Императриц». Дело в сути, содержании увиденного. Юлия Пересильд, которая старательно играет Елизавету Петровну в зрелом возрасте, на премьере фильма посмотрела его вместе с публикой. Позже актриса простодушно написала в соцсетях, что за два часа экранного времени она словно двадцать умных книг прочла. Так она решила воздать должное усилиям творческой группы во главе с режиссером, его соавторами по сценарию Андреем Рубановым и Антоном Черенковым, оператором Морадом Абдель-Фаттахом. Мне этот комплимент показался сомнительным.

«Императрицы» так плотно набиты, нашпигованы той самой «книжной», обзорно-иллюстративной информацией, что удержать все это в голове по ходу сеанса чрезвычайно трудно. Хоть сиди с блокнотом и лихорадочно записывай вслед за Хабенским сведения из жизни главной героини, ее окружения и эпохи, чтобы осмыслить это на досуге. Возможностей для живого эмоционального подключения к судьбе императрицы фильм практически не оставляет. Что называется, прошлись «галопом по Европам». В отличие, надо сказать, от более цельного, яркого первого фильма цикла. Но там и личность главного героя крупнее будет.

Конечно, зрители узнают из фильма, что при Елизавете Петровне были созданы Московский университет и Академия художеств. Что при ней появился первый банк и первый профессиональный театр. Что в ее эпоху стараниями великого зодчего Растрелли были построены роскошные дворцы. Но эти и другие факты легко найти в интернете. А вот проникнуть во внутренний мир императрицы, узнать о ее взглядах, убеждениях, душевных терзаниях, если таковые были, лично мне не удалось.

Кроме того, пресловутая информация о жизни императрицы подается в фильме зачастую в однобоком ключе. Например, говорится о том, что Елизавета Петровна отменила смертную казнь. Но при этом умалчивается, что помещики по-прежнему имели право сечь своих подданных плетьми до полусмерти. Что сама Елизавета Петровна могла отдать приказ пытать неугодных ей людей, отрезать им языки и отправить в Сибирь.

Так, в частности, произошло с семейством Лопухиных, которых она заподозрила в попытке переворота. А отстраненную ею от власти Анну Леопольдовну не только сослали в Холмогоры, где она умерла от родовой горячки, но и разлучили с маленьким сыном-императором, который позже погиб в одиночной камере в Шлиссельбургской крепости.

В «Императрицах» с придыханием говорится роскошных балах, которые давала Елизавета Петровна, о 15 тысячах платьев, которые остались после нее, о ее поклонниках и фаворитах. Но ничего не говорится о том, что эти самые фавориты получали из казны целые состояния. Не упоминается о том, что на фоне роскошных столичных празднеств в разных частях страны то и дело вспыхивали народные волнения и бунты.

Да и вообще слово «народ» в «Императрицах», которые подаются, как историко-просветительский проект, я не услышал ни разу. В фильме ничего не сказано о судьбах крестьян, ремесленников, заводского и солдатского люда, чьими тяжелейшими трудами, потом, кровью в итоге и создавались мощь, блеск и слава Российской империи.