«Диего! Почему ты так рано ушел?!»

Легенда мирового футбола скончался от внезапной остановки сердца в возрасте 60 лет

Трагическая новость из Аргентины. Диего Марадона скончался в своем доме в пригороде Буэнос Айреса - районе Сан-Андрес от внезапной остановки сердца. Ему лишь недавно исполнилось 60 лет.

При том, что великий футболист в течение длительных периодов имел зависимость от алкоголя и наркотиков, он всегда создавал впечатление парня, наделенного от природы таким богатырским здоровьем, что будет жить если не вечно, то до самой глубокой старости. Во всяком случае, благодаря качественной медицине и большой силе воли от проблем по части нарушения спортивного режима Диего избавился.

Феноменальный талант Марадоны блеснул очень рано. Даже в такой стране, как Аргентина, давшей мировому футболу множество больших мастеров, уже в 16 лет в составе «Аргентинос Хуниорс» Марадона проявил себя столь ярко, что скоро стал любимцем всей страны. В 18 лет был включен в национальную сборную, сыграл несколько товарищеских матчей и провел все сборы перед чемпионатом мира 1978 года. Тренер Луис Меноти отчислил его в последний момент, чем вызвал шквал гнева по всей Аргентине. И от дальнейшей всенародной обструкции знаменитого специалиста спасло лишь то, что он все-таки привел сборную к победе на домашнем мундиале, но силами опытных мастеров.

Год от года Марадона набирал мастерства все больше. Отдельными его матчами восхищался весь мир. Он был безоговорочным лидером в «Бока Хуниорз», потом «Барселоны» и «Наполи», но больших успехов в составе этих команд не добивался. Так же, как и составе сборной на чемпионате мира 1982 года. Прежде всего потому, что партнеры по командам ему безоговорочно уступали в классе.

К тому времени мировыми лидерами стали сборные ФРГ, Италии, Франции. Конечно, в их составах выступали футболисты мирового уровня. Но в первую очередь эти команды добивались успеха за счет высочайшей игровой дисциплины, тактического совершенства и идеального взаимодействия. К ЧМ-1986 года Диего подходил уже с репутацией футболиста, любая команда которого играет на разном уровне – в зависимости от того, есть ли сегодня в ее составе Марадона, или нет. Одной из главных интриг предстоящего мундиаля был вопрос: сможет ли сборная Аргентины, имеющая в составе столь явного лидера, одолеть команды-машины. Мудрый наставник Карлос Билардо не стал ограничивать лидера тактическими рамками, а предоставил ему полную свободу действия на поле. Попросил лишь почаще оттягиваться с острия атаки назад. И сам же объяснил: индивидуальная техника Марадоны столь высока, что доставлять мяч от середины поля к воротам соперников методом его сольных проходов получается не менее эффективно, чем с помощью «стеночек» и перепасовок всей линии атаки.

Биллардо не ошибся. Уверенно заняв первое место в группе, аргентинцы затем обыграли англичан, бельгийцев и в финале сборную ФРГ. Весь мир убедился, что и в современном большом спорте гений может в одиночку вносить решающий вклад в успех большой команды. А сольные слаломные проходы оказались эффективнее командных атакующих схем. Диего либо сам результативно завершал свои же великолепные рывки, либо выкладывал партнерам голевые пасы как на блюдечке. Даже великий Пеле ранее сверкал и добивался успехов на футбольном поле лишь тогда, когда рядом творили почти такие же выдающиеся мастера, как он – это были Вава, Диди, Гарринча, Жерсон, Жаирзиньо, Тостао, Ривелино. Но на ЧМ-1986 года и у специалистов, и у рядовых болельщиков создалось единое мнение: есть Марадона, и есть все остальные.

Правда, та великолепная бочка меда не обошлась без ложки дегтя. В четвертьфинале Диего забил решающий гол рукой. Это видел весь мир, не заметил лишь тунисский судья Али Бин Нассер. И потом на острый вопрос журналистов – была рука или нет – Диего ответил: да, была … но то была рука Бога. Так мог ответить только мудрый человек. Через четыре года на чемпионате мира в Италии в матче против сборной СССР Марадона рукой остановил мяч, летевший в его ворота. Судья опять этого не заметил, а Марадона не стал повторять подвига капитана сборной СССР образца 1962 года Игоря Нетто. Но и не стал публично заявлять «нет, попадания в руку не было».

Лишь много лет спустя Диего показал бывшему лидеру англичан Гари Линекеру – какой именно рукой и как он забил им гол. И он знал, что это попадает в объектив видеокамеры. А выступая в поддержку введения VAR, Диего признался на пресс-конференции: "На ЧМ-1990 я рукой выгреб мяч с линии ворот в матче против сборной СССР. Нам повезло, что судья не заметил. Тогда таких технических возможностей не было, а сегодня – совсем другая ситуация". А несколько лет назад судью Нассера объявил своим «лучшим другом», навестил его в Тунисе и подарил свою победную футболку.

За долгие годы всемирной славы Марадона оставил о себе впечатление не только как гениальный спортсмен, но и человек, удивительным образом сочетавший в себе простоту с величием. С ним добивались дружбы главы государств, великие музыканты и деятели кино. Но при этом Диего не чурался общения с низами общества – откуда он, собственно, и выбился в люди благодаря своему великому таланту.

Кстати, сильно преувеличено и даже искажено мнение журналистов насчет того, что он ненавидит их братию. Я однажды был свидетелем, как после товарищеского матча Россия – Аргентина в 2009 году он, уже в качестве тренера сборной, давал импровизированную пресс-конференцию под трибунами стадиона «Локомотив». Испаноязычные журналисты числом не более десяти человек остановили Диего в узком коридоре и более часа расспрашивали, и он терпеливо отвечал на все вопросы. Иногда только прерывался. Но лишь потому, что ему на мобильный звонили другие журналисты, и он терпеливо отвечал уже им. Лично я не помню подобного поведения кого-либо из тренеров сборной России или клубов РПЛ. А испанские, аргентинские и итальянские коллеги тогда заверили меня: «Наш Диего всегда такой».

Марадона более часа отвечал на вопросы испаноязычных журналистов под трибунами «Локомотива». Вживую и по телефону. Фото автора

А каким его запомнили коллеги-футболисты? Вот что рассказал «Труду» Сергей Алейников, игравший против Марадоны в качестве полузащитника сборной СССР, «Ювентуса» и «Лечче».

«Для меня это трагическое событие стало неожиданным – как гром среди ясного неба. Ведь ему сделали операцию по удалению тромба из мозга, и итальянские СМИ сообщали, что выздоровление шло успешно. В начале ноября Диего был выписан из больницы. Пребывал у себя дома.

Насколько великолепен Марадона был на поле – не вижу смысла рассказывать. Это все видели и знают. Мое мнение: никто в истории футбола не демонстрировал более высокого уровня мастерства, чем Диего. Мне доводилось общаться с ним и за пределами поля, но, к сожалению, это бывало недолго. Несколько минут до начала или по окончанию матча. Говорили мы на итальянском, которым Диего владел в совершенстве, а я на тот момент значительно хуже. Понятно, какие-то сложные темы мы с ним не могли обсуждать. Если перед матчем – то эпизоды предыдущих встреч, если после – то обсуждали матч только что завешенный. Он всегда мне казался очень простым, доступным для общения, доброжелательным парнем. Всегда шутил и «подкалывал», но без всякой злобы и ехидства. Агрессивным, хмурым – даже в отношении соперников Марадона никогда при мне не был. Всегда очень позитивным, уважал своих партнеров и соперников. Даже когда играли против него довольно грубо, а это бывало часто, ведь нейтрализовать его было очень сложно. Но признаков ответной агрессии Диего никогда не проявлял. По крайней мере, при мне.

Сергей Алейников (на фото справа): Марадона никогда не отвечал защитникам грубостью на грубость»

В памятном матче на чемпионате мира 1990 года СССР – Аргентина «держали» его Зыгмантович и я – в зависимости от ситуации на поле. Правда, тогда Марадону было опекать немного легче, чем в 1986 году и ранее: после серии тяжелых травм и перерывов в игре скорость, выносливость у него поубавились. Это было заметно и в том матче сборных, и когда он против меня играл в итальянском чемпионате в составе «Наполи». Но у таких великих мастеров, как он, техника и глубокое понимание игры остаются всегда. Марадона был украшением мирового футбола целого поколения. Мои главные слова сейчас: «Диего, почему ты так рано от нас ушел?!»