Скандал в «Аэрофлоте» - новый этап антикоррупционный программы Путина

Как сообщили вчера информагентства в «Аэрофлоте», крупнейшем российском авиаперевозчике, разгорается коррупционный скандал

Он связан с отстранением от должности Андрея Калмыкова, первого заместителя генерального директора по операционной и коммерческой деятельности. Калмыков переведен на должность замдиректора по производству и такая рокировка, по мнению экспертов, является первым шагом к увольнению. Как стало известно из некоторых источников, ФСБ сейчас проводит расследование деятельности Калмыкова. А это значит, что он может не просто потерять место, а стать фигурантом резонансного уголовного дела.

Происходящее вполне укладывается в логику проводимой президентом Владимиром Путиным компании по борьбе с коррупцией, уже приведшей к появлению нескольких громких дел, уверенны эксперты.

«Есть очень большое давление к тому, чтобы заняться госкорпорациями. Потому что есть большое подозрение, что уровень коррупции в них выше, чем в госучреждениях. Так что думаю, чистка госкорпораций еще впереди», - предполагает Сергей Марков, политолог, член Общественной палаты, проректор РЭУ им. Плеханова.

«За минувший год мы стали свидетелями сразу нескольких скандалов – Минобороны, Минрегион, Глонасс, а теперь вот «Аэрофлот», - перечисляет Владимир Жарихин, политолог, замдиректора Института стран СНГ. - И  громкие коррупционные процессы будут продолжаться. При этом курс на борьбу с коррупцией, взятый Путиным, вполне укладывается в мировые тренды».

Напомним, что в последнее время в стране уже было заведено несколько громких уголовных дел, связанных с коррупцией в госкомпаниях. Миллиардные хищения вскрыты в министерстве оборон и связанной с ним компанией «Славянка». В ходе расследования ценности и наличная валюта изымались у фигурантов чемоданами, а общая стоимость изъятого превысила миллиард рублей.

По предварительным данным хищения при разработке ГЛОНАСС могут достичь порядка 6,5 млрд рублей,  причем коррупционеры выводили деньги из России при помощи целой системы фирм-«однодневок».

Другие расследования антикоррупционного характера касаются петербургского ЖКХ, на ремонте водопроводов укравшего порядка 3 млрд рублей, и махинаций на поставке продуктов в систему ФСИН, где потери государства могут достигать 6 млрд рублей ежегодно.

Член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, депутат от фракции «Единая Россия»  Илья Костунов, отмечает, что война с экономическими преступлениями с каждым днем будет все громче: «В борьбе с коррупцией важна системность подачи информации о том, что любое преступление рано или поздно будет наказано, - отмечает депутат. -  Чем больше СМИ сообщают о раскрытых преступлениях, о поломанных  карьерах  в результате недобросовестного исполнения своих обязанностей и воровства, тем меньше желающих будет злоупотреблять своими полномочиями».

То, что государство всерьёз взялось за антикоррупционные схемы, отмечает и Вячеслав Никонов, политолог, президент Фонда «Политика»: «Мы  видим, что идет достаточно системная работа по борьбе с коррупцией, которая касается большого количества сфер нашей жизни. Работа тяжелая, потому что коррупция документируется очень сложно, так как мало заинтересованных в том, чтобы эти факты выходили наружу.  Но борьба будет продолжаться. Ведь, очевидно, что государство нормально развиваться в коррупционных условиях не может. Это создает проблемы связанные  с экономическим ростом. А его нужно ускорять – о чем и сказал Путин в послании Федеральному собранию».

Правоохранительные органы, расследующие дело,  инкриминируют топ-менеджеру «Аэрофлота» лоббирование  интересов компании «Санрайз», которую он возглавлял до прихода в авиацию. Калмыкова, в частности, подозревают в том, что он продавал этой компании крупные партии билетов с использованием непрозрачные схем, невыгодных самому «Аэрофлоту».

- «Аэрофлот» - публичная компания, поэтому ее деятельность находится под пристальным вниманием акционеров. Поэтому для нее важная прозрачность и открытость, - отмечает Игорь Голубев, начальник отдела анализа эмитентов «Номос Банк».

Калмыков же, пользуясь служебным положением, пренебрегал этими установками. После его появления на посту руководителя коммерческого направления в 2010 году,  «Аэрофлот» прекратил выставлять на открытые электронные торги билеты на направления, наиболее интересные туристическим компаниям.
- Известно, что Калмыков был аффилирован компанией Санрайз-Тур. И хотя сама компания утверждает, что она работает на общих основаниях, весь рынок прекрасно знает, что они получали самые лакомые места на массовых направлениях, да еще и по особым ценам, -говорит  Ирина Тюрина, представитель Российского союза туриндустрии.

- У Калмыкова позиция была агрессивной, если не сказать предельно жесткой, - анализирует ситуацию Олег Пантелеев, главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт», - он стоял на позиции активного взаимодействия с туротраслью и агрессивного выхода на рынки, занятые конкурентами.

Обращали внимания на странную «дружбу» «Санрайза» и «Аэрофлота» и сотрудники обанкротившейся туркомпании «Ланта-тур». В письме руководству, они открыто говорили о том, что все «жирные» лоты оказываются у «Санрайз», не смотря на то, что эта компания не предлагает наиболее выгодные условия.

Этот факт отмечает и Тюрина: «Во время работы Андрея Калмыкова были практически дискредитированы электронные торги «Аэрофлота». Придуманные для того чтобы сделать максимально  прозрачным распределение мест, при нем они стали формальностью. На них выставлялись никому ненужные направления, а лучшие направления распределялись кулуарно. По этому поводу были проверки прокуратуры, проверка Росимущества. И все эти проверки выявили много разных нарушений».

Кроме истории с аффилированной компанией, Калмыкову припомнили обыски и выемки документов в дочерней компании авиаперевозчика «Аэрофлот – Оренбургские линии». Калмыков лично курировал ее деятельность и не мог не знать, что в 2012 году «дочка» «Аэрофлота» занималась почти исключительно выполнением контрактов авиаперевозчика с «Санрайз тур» и «Пегаса Туристик». Итогом этой деятельности стал отмеченный впервые с 90-х годов убыток «Оренбургских авиалиний» по итогам года.

Сейчас на место Калмыкова назначен другой замдиректора компании - Шамиль Курмашов. Это авторитетный специалист, умеющий быть принципиальным и независимым. Его профессиональные навыки отмечены несколькими солидными наградами. Курмашев, в частности, лауреат престижной премии института Адама Смита в номинации «Лучший финансовый директор нового поколения», обладатель премий «Финансовый директор 2011» и «Финансовый олимп».

Эксперты отмечают, что уже сейчас  ситуация поменялась кардинально. «Настало время перемен, - говорит Тюрина, - уже объявлено, что на торги будут выставляться все массовые направления. А торги, которые были запланированы на 29 января, перенесены на более позднее время, а лоты уже переподготавливают. Не будет никаких кулуарных распределений. И разорваны все соглашения о договорных тарифах, которые были с Санрайзом заключены».

Что касается Калмыкова, то у него впереди, по всей вероятности, подробные объяснения относительно своих решений во время работы в «Аэрофлоте», причем одним лишь руководством компании круг заинтересованных лиц явно не ограничится.

«В целом, это сигнал хороший. От разговоров про коррупцию мы наконец перешли к делу, - отмечает Виктор Плескачевский, депутат Государственной Думы от «Единой России», - и это хороший тренд.  Это дает надежду тем, кто стремится к правовому государству, к созданию гражданского общества».