Куда уводят мечты на спущенных колесах

В России разворачивают борьбу с личными машинами. Под лозунгом защиты окружающей среды

Широкие массы не обратили внимания на документ, рожденный в правительственных кабинетах под занавес ушедшего года: «Транспортная стратегия России до 2035 года». А зря! Ведь он предполагает «безальтернативное» (цитата!) ограничение использования россиянами личных автомобилей в пользу общественного транспорта.

Борьбу с личными авто разворачивают под лозунгом защиты окружающей среды. По мнению авторов Стратегии, даже массовая замена старых колымаг на современные машины проблемы не решит: «82% вредных выбросов происходит за счет стирания дорожного покрытия». А потому единственный выход чиновники видят в добровольно-принудительном пересаживании владельцев личных авто на общественный транспорт. Для чего предлагают создать зоны, куда запрещено въезжать машинам с неэкологичными двигателями, увеличить более чем в 1000 раз сеть заправок для электромобилей (которых сейчас, по разным оценкам, 150-200 на всю страну). Реализация Стратегии потребует 60 трлн рублей.

«Ну понятно, — пишут скептики в соцсетях, — чиновники будут ездить на электромобилях, а все остальные — на ржавых автобусах». Тут стоит напомнить, что, по данным за 2021 год, более половины автопарка России составляют машины с двигателями Евро-0 — Евро-3 либо вообще неустановленного класса. А с общественным транспортом за пределами МКАД — вообще беда.

«В документе говорится, что сейчас 30% населения, проживающего в 20 крупнейших агломерациях, формирует 70% пассажиропотока, — комментирует Илья ЗОТОВ, председатель Общероссийского объединения пассажиров. — В переводе на русский язык: всего 20 городов страны имеют более-менее нормальное транспортное сообщение. Для большинства же россиян ключевая проблема — добраться чем угодно».

По данным недавнего исследования, треть населенных пунктов, огромная часть страны, вообще не имеют регулярного сообщения: ни автобусного, ни железнодорожного. Там люди без машины не могут добраться ни до школы, ни до больницы. В тех городках и селах, где осталось совсем немного жителей, запускать общественный транспорт нерентабельно.

Да, беспилотники и электромобили — это прекрасно, кто бы спорил! Но, похоже, это мечты на спущенных колесах. Чиновники погнались за мировыми трендами, но в своих грезах оторвались от грешной земли. Известный автоэксперт Петр ШКУМАТОВ напоминает: «Средний возраст личных авто у наших сограждан приближается к 15 годам. Едва ли россияне в обозримом будущем в массовом порядке пересядут в электромобили ценой в несколько миллионов рублей. Да и инфраструктура для использования их в стране отсутствует. Общественный транспорт? Он развит только в нескольких крупных городах. В сельской местности, небольших городах зачастую отсутствует. Даже в Петербурге пользоваться им на окраинах — сродни каждодневному подвигу».

В Стратегии предлагается упор сделать на электробусы, но не говорится, кто заплатит за банкет. В местных бюджетах — как в холодильнике у пьяницы. По дорогам и весям нашей страны колесят автобусы, возраст которых нередко превышает 20-30 лет. Пока в правительстве мечтают о беспилотных такси и электробусах, в селах и районах и эти рыдваны развалятся.

Идея авторов «Транспортной стратегии России» понятна: показать, что мы в курсе мировых трендов, готовы при случае поддержать разговор. Но как, на чем достичь сияющих вершин прогресса?

«Пока все это не будет оформлено в нацпроект или отдельную строчку в федеральном бюджете, ничего не будет, — утверждает эксперт Шкуматов. — Но финансирование такой программы, сопоставимой с военным бюджетом, — это утопия. Единственное место, где дерзкие планы могут быть реализованы, — Москва».

Так что может не стоит пока пугать людей «безальтернативным» ограничением использования личных автомобилей?