Как Островский прописал

В питерском Театре на Литейном состоялся марафон спектаклей по пьесам нашего великого драматурга

На минувшей неделе повезло: три вечера подряд с мне не свойственным энтузиазмом участвовала в марафоне спектаклей по пьесам нашего великого драматурга Александра Островского в питерском Театре на Литейном. Такой благодарный зрительный зал, чутко ловящий каждую реплику актеров, встречающий происходящее на сцене с полным сочувствием и пониманием, не встречался уже давным-давно.

В Петербурге, казалось бы, театров немало. Но в последние годы, увы, приходилось уходить со спектаклей наших именитых и могучих режиссеров в тоске и недоумении. А тут ноги сами в театр несут! В пятницу давали «Красавца мужчину», в субботу — «Мудрецов» (по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты»), в воскресенье — «Банкрота» («Свои люди — сочтемся»). Интерес от спектакля к спектаклю только возрастал.

«Красавец-мужчина» и «Мудрецы» длятся по три часа, зал переполнен, никто не ушел в антракте. Наоборот, зрители увлеченно обсуждают интригу, хотя и не сочувствуют Глумову: «Скоро все откроется, он все потеряет». Потеряет, да не все, недаром Крутицкий произносит в финале: «Такие люди нам нужны».

— А ведь он все-таки, господа, что ни говори, деловой человек. Наказать его надо. Но при этом, я полагаю, через несколько времени можно его опять приласкать...

История молодого человека, который пытается выбиться в люди благодаря умению вовремя польстить, угодить. «Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями». Нет, такая история не стареет. Все эти Нилы Федосеичи, Мокии Парменычи, Клеопатры Львовны — знакомые все лица, родненькие наши упыри. Войти в ближний круг богатого покровителя, с его помощью выстроить карьеру, заключить удачный брак — разве это не современная наша действительность? А Крутицкий — глава клана, доморощенный наш дон Корлеоне, которому кроме денег, влияния, непременно еще надо осчастливить соотечественников трактатом «О вреде реформ вообще». Неужто не узнаете?

Воистину, в России за десять лет меняется все и ничего — за двести. Театр зорко ведет летопись людской пошлости. Вот кто-то в зрительном зале потрясенно молчит, увидев свой образ на сцене, кто-то, наоборот, разгорячен: «Не может быть, чтобы у Островского были такие актуальные тексты!» Это живая реакция очень многих зрителей, выходящих из театра на Литейном, 51 холодной весной 2023 года.

— Они приходят домой, сверяются с пьесой и видят, что мы ни слова у Островского не заменили, ничего ему не добавили, — рассказывает худрук театра и постановщик «Мудрецов» Сергей Морозов. — Все, как написал Александр Николаевич.

Речь персонажей своеобразная, звучит она на хорошем, глубоком русском языке. Спасибо режиссеру — он не самовыражается за счет классики, а бережно, внимательно, трепетно вникает в драматургию Островского. Пьеса, созданная в 1868 году, воплощена в сложном сценическом пространстве, напоминающем холл небоскреба, где молодые люди не могут расстаться с bluetooth-колонкой, получают сообщения и действуют некие андроиды, органично встроенные в контекст спектакля.

Блюз в финале «Мудрецов» звучит гимном «русскому Шекспиру», 200-летие которого так талантливо отмечают в Театре на Литейном. Артисты играют остро, вдохновенно, загораясь друг от друга. Среди множества действующих лиц выделю три актерских соло: поразивших меня виртуозной игрой заслуженных артистов России Ольги Самошиной, Вячеслава Захарова и Татьяны Тузовой. Публика ловит каждое их слово, а после спектакля уже ловит режиссера-постановщика и благодарит за счастье, которое испытали зрители на его спектакле.

Столь редкое в наше время слово «счастье» витает в фойе, и смущенный Сергей Морозов обещает: «Пойду, расскажу артистам».

Здесь любят Островского, уважают зрителя и понимают про нашу жизнь что-то очень важное.