ГРУЗИНСКИЕ РОЗЫ В АБХАЗИИ НЕ ПРИЖИВУТСЯ

Во время военного парада в честь Дня независимости Грузии президент этой страны Михаил Саакашвили призвал власти Южной Осетии и Абхазии немедленно начать переговоры для восстановления единых государственных связей. Однако эту политическую инициативу с порога отвергли и в Сухуми, и в Цхинвали. Так, министр иностранных дел непризнанной республики Абхазия заявил: "В Сухуми не верят в обращение президента Грузии к абхазскому народу о дружбе и мире, которое делается на фоне грохочущих танков". Каким путем могут в обозримой перспективе развиваться события в регионе? Об этом специальный корреспондент "Труда" в абхазской столице беседовал с вице-президентом республики Валерием Аршбой.

Обстановку наш собеседник оценивает так:
- Грузия, если оставить в стороне декларативные заявления, - объективно наращивает напряженность в отношениях с нами. У меня действительно есть оперативная информация о возможных попытках дестабилизировать ситуацию в Абхазии. Прежде всего в Гальском районе, где компактно проживает грузинское население. По некоторым данным, которые проверяются абхазскими спецслужбами, туда тайно завозится из Грузии оружие, боеприпасы, флаги соседнего государства, портреты Михаила Саакашвили... Цель - вызвать массовые волнения грузин против властей Абхазии. Однако мы этого не допустим. И многое уже делаем для сохранения порядка в районе.
Недавно пригласили в Сухуми представителей грузинской диаспоры. Он из тех людей, которые после гражданской войны бежали из Абхазии. Потом тем, кто не воевал против нас, мы разрешили вернуться в Гальский район. Таких, вернувшихся, кстати, немало, порядка 60 - 70 тысяч человек.
Так вот, мы сказали представителям грузинской диаспоры: "Ни на какие провокации со стороны Тбилиси не поддавайтесь. Ваша судьба в ваших руках. Если что - второй раз назад мы вас не пустим". По-моему, они поняли. И сейчас ведут необходимую работу с населением своих сел.
Поэтому если к нам с той стороны границы кто-то и придет - хоть с розами, хоть с автоматами, в Абхазии никто их с распростертыми объятиями встречать не будет. У нас есть армия, которая приведена в готовность. Есть и резервисты. Это гражданские люди с оружием, которые тоже могут открыть огонь.
- Приблизительно то же самое, Валерий Шалвович, говорил и лидер Аджарии Аслан Абашидзе перед своим свержением...
- Ситуация в нашей республике ничего общего не имеет с Аджарией. Аджария - автономная республика в составе Грузии. Абашидзе никогда не собирался делать ее независимой. И как уж они там разобрались - это их внутреннее дело.
А наши отношения с Грузией по инициативе Тбилиси были разорваны еще в 1991 году. Там приняли, как вы помните, декларацию о независимости и из Грузинской ССР превратились в Грузинскую Демократическую Республику. Ту, что была в 20-е годы прошлого века. В конституции той республики от 1925 года об Абхазии нет ни слова.
Однако дальше случился политический казус. В 1992 году Грузию приняли в ООН, но почему-то в территориальных границах, существовавших во времена СССР. Это было юридически неправильно и породило многие сегодняшние проблемы.
Хочу подчеркнуть: Абхазия от Грузии отошла не в связи с гражданской войной, а после принятия упомянутых в Тбилиси документов. Когда там поняли, что совершили большую правовую ошибку, попытались исправить ее силой оружия в 1992 году. Чем это кончилось - известно.
Абхазия сейчас живет самостоятельно и ни экономических, ни политических отношений с Грузией не поддерживает. Ведутся переговоры, которые начались сразу после окончания войны. Но они не очень-то продвигаются. Грузинская сторона ни на какие компромиссы не идет. Мы тоже не можем перешагнуть через свою конституцию и через основополагающий документ - договор о разграничении полномочий между нашими странами от апреля 1994 года, который подписали и грузинская сторона, и абхазская, и представители ООН, и Россия.
- Если вооруженный конфликт с Грузией все же произойдет, на что вы надеетесь?
- У нас принято надеяться прежде всего на себя. Что касается вашей страны... Я наверняка знаю, что сегодня в нашей республике создается Союз граждан России, проживающих на территории Абхазии. Думаю, такой союз, который на днях юридически оформит свое существование, будет иметь право обратиться к президенту РФ Владимиру Путину за защитой.
От России во многом зависит, как будет здесь развиваться военно-политическая ситуация. Мы развиваем отношения с субъектами РФ. С некоторыми уже подписаны договора о сотрудничестве. В частности, с Башкортостаном, Татарстаном, Адыгеей, Карачаево-Черкесией, Ростовской, Костромской и Орловской областями.
- И все же неужели, по-вашему, возможна война?
- Такие прогнозы - дело неблагодарное и даже безответственное. Я считаю, что господин Саакашвили попытался бы силой захватить Абхазию, но сил у него пока недостаточно. Тем не менее обстановка нагнетается.
Не случайно, например, в территориальных водах нашей республики в последнее время грузинские военные стали захватывать иностранные сейнеры, которые по договоренности с абхазской стороной ведут здесь промысел.
Второе. У нас в октябре предстоят президентские выборы. Голубая мечта Тбилиси - чтобы на них победил лояльный Грузии политик. С этой целью идет "обработка" некоторых должностных лиц Абхазии, подпитка из Тбилиси отдельных неправительственных общественных организаций, которые, как там считают, в оппозиции к нашей власти. Хотя, в общем-то, такой, как им надо, оппозиции здесь нет.
Тбилисское радио в последние дни несколько раз передавало, будто в центре Сухуми задержаны какие-то молодые люди, размахивавшие грузинскими флагами и требовавшие смены политического курса Сухуми. Официально заявляю: ничего подобного не было. Единственное, не могу ручаться за часть Гальского района, который не полностью нами контролируется.
- Президент Грузии заявил недавно, что готов предложить Абхазии некие совершенно исключительные условия, на которых республика может остаться в составе Грузии. Вам известны эти условия?
- Что устроит абхазскую сторону - это признание нашей независимости. Другие варианты обсуждать уже поздно.
СПРАВКА "ТРУДА"
Соотношение вооруженных сил конфликтующих сторон:
Грузия - около 20 тысяч солдат и офицеров, 70 танков, 180 БМП и БТР, порядка 80 стволов артиллерии, 15 реактивных систем залпового огня, 10 штурмовиков Су-25, 12 вертолетов Ми-24 т и Ми-8, 10 боевых катеров. Мобилизационный ресурс - до 250 тысяч резервистов.
Абхазия - около 5 тысяч солдат и офицеров, 35 танков, 70 БТР, 80 стволов артиллерии, около десятка самолетов и вертолетов, 20 катеров и барж военного назначения. Основной упор делается на подготовку резервистов, в числе которых числится все мужское население с 18 до 55 лет. Почти в каждом доме имеется автоматическое оружие - до 28 тысяч стволов.