Билеты на «Добролет» расхватывали как горячие пирожки

Дочерний дискаунтер «Аэрофлота» начал продажу билетов на полеты по маршруту Москва - Симферополь

Давно обещанная революция в сфере авиационных перевозок свершилась. В ночь на вторник «Добролет» — дочерний дискаунтер «Аэрофлота» — начал продажу билетов на полеты по маршруту Москва — Симферополь. Пока это три рейса в день, но их, как уже очевидно, будет мало. В первый же день лоукостер был вынужден приостановить продажи: техника не выдержала.

Что, в общем, объяснимо. Минимальный тариф составляет на данный момент 979 рублей в одну сторону и 1959 туда-обратно. Максимальный — около 3500 рублей в одну сторону.

С учетом близкой к коллапсу ситуации с железнодорожным сообщением через Украину не трудно было предсказать ажиотажный спрос. Вчера к полудню были выкуплены билеты на первые четыре рейса, после чего продажи затормозились. Мнительные пассажиры заподозрили, что низкобюджетный проект оказался рекламным трюком «Аэрофлота». Однако в «Добролете» поспешили успокоить: это технический сбой, системы бронирования не выдержали, поскольку на корпоративный сайт в минуту заходили 15-20 тысяч потенциальных покупателей.

У дешевых билетов есть свои издержки. Летать лоукостером лучше налегке и после плотного завтрака. В цену билета не входят провоз багажа, питание на борту, выбор места и так далее. К примеру, за чемодан весом 15 кило придется доплатить 600 рублей.

Тем не менее в авиационных кругах новость встретили с осторожным оптимизмом. Эксперт комитета по транспорту Госдумы Вадим Олейников напомнил, что у нас уже была низкобюджетная «Авианова», где билеты продавались на 30-40% ниже. Правда, просуществовала авиакомпания всего пару лет и в итоге разорилась.

Другой известный авиационный эксперт Сергей Крутоусов расценивает первые рейсы «Добролета» как прорыв, означающий поворот государства в сторону создания гражданской авиации для людей с невысокими доходами. Однако экономика лоукостера предполагает выполнение не локальных, а глобальных задач. Крым лишь первая ласточка, следом должны быть рейсы на Дальний Восток и в другие удаленные регионы, где транспортная доступность стала огромной проблемой для граждан. Эксперт предположил, что подходит к концу 20-летняя эра авиаперевозок, ориентированных исключительно на получение сверхприбылей.

При этом надо понимать, что лоукостер как мировое изобретение представляет собой бизнес довольно специфический. За рубежом даже бытовало мнение, что появился он благодаря отмыванию криминальных денег, в том числе от наркоторговли. У нас этот сектор может развиваться за счет эксплуатации самолетов с так называемой отбитой стоимостью — у них нет амортизационных отчислений, минимизированы расходы на обслуживание. Естественно, на безопасности это никак не должно сказываться, а вот комфортом придется поступиться. И коленки будут упираться в спинку впереди стоящего кресла, и за питание придется выкладывать денежки, и опоздавшим на рейс билеты не возвратят. Но все это зато будет окупаться дешевым билетом.

Остается добавить, что в парке «Добролета» пока только два Boeing 737-800, вмещающих 189 пассажиров в плотной одноклассной компоновке (такую же предлагает крупнейшая европейская бюджетная авиакомпания Ryanair) и резервный Superjet 100.

 

Итак, в первый рейс на Симферополь российский лоукостер отправится 12 июня. В планах на ближайший год маршруты в восемь ближних и дальних российских городов — Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Самару, Махачкалу, Уфу, Калининград, Новый Уренгой. Спустя три года в расписании «Добролета» уже должны быть 26 направлений, среди которых уже зарубежные рейсы — в Ереван, Стамбул и, будем надеяться, в Киев.

Остается добавить, что создание дочерней бюджетной компании руководство «Аэрофлота» увязывало с серьезными преференциями, среди которых было в том числе внесение в Воздушный кодекс поправок, которые разрешают продавать невозвратные билеты и привлекать на внутренние рейсы зарубежных пилотов.

В свое время не менее серьезные преференции крупнейшие авиаперевозчики получили под обещание закупать российские лайнеры. Как мы помним, эти обязательства выполнены не были. Остается надеяться, что на этот раз авиаперевозчики слово сдержат.