Сыграем в медсестру?

В российских школах появится новый предмет - основы медицины

Школьникам России в ближайшем будущем могут добавить к уже существующим еще один предмет — основы медицины. Причем за него также будут выставлять оценки.

О планирующемся нововведении сообщила заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец. На уроках по основам медицины детей хотят обучать оказанию первой помощи пострадавшим. На сегодня нечто подобное преподается на курсе анатомии, но это чистая теория — никаких практических навыков ребенок не получает.

Министерство здравоохранения уже разработало практический курс для необходимого объема знаний учеников. Пока нет данных о том, сколько часов займет дополнительная программа и как она будет встраиваться в уже устоявшуюся школьную программу. «Труд» спросил у родителей, докторов и учителей, видят ли они в этом нововведении смысл.

Молодая учительница иностранных языков из Москвы Мария уверена: основы оказания медпомощи нужны, и чем раньше их будут «вкладывать» в головы учеников, тем лучше. Конечно, делать это стоит не в начальной школе, но вот в старших классах, где сейчас не у всех есть ОБЖ, рассказывать о ПМП уже можно.

«В нашей школе в 90-х ОБЖ было обязательным предметом, и вел его бывший военный, как и у большинства моих друзей. Но я не помню никаких основ медицины в рамках данного предмета. В этом отношении выгодно отличался отдельный предмет «медицина» в университете. Это было уже на первом курсе, во втором семестре, в рамках общих предметов. Перебинтовка, накладывание жгутов, искусственное дыхание, массаж сердца — все это мы проходили. Признаться честно, многое я подзабыла, но вот что делать, если вдруг на улице у человека начнется эпилептический припадок, до сих пор помню», — рассказывает Мария.

По ее словам, лишний урок в неделю заодно разгрузил бы мозги школьников, которые думают только о ЕГЭ. Возможно, его стоило бы проводить вместо физкультурного урока — тогда никакого повышения нагрузки не случилось бы.

Мама шестиклассницы Наташи Ирина согласна с учителем и отмечает: сама она познакомилась с основами первой медицинской помощи, только когда училась в автошколе.

«Для меня эти знания были крайне полезны: как отличить венозную кровь от артериальной, что делать в случае перелома, каковы действия в той или иной нестандартной ситуации, когда жизни человека угрожает опасность. В идеале, конечно, можно было бы разбить класс по половому признаку и даже учить их делать внутримышечные уколы друг на дружке, с каким-нибудь витамином. Конечно, вряд ли это разрешат, придется скидываться на опытный манекен», — смеется Ирина.

Единственным минусом, по ее словам, может стать подготовка преподавателей. Ситуация, когда в школах вводили курсы религиозного воспитания, иногда доходила до абсурда.

«Чему может научить моего ребенка человек, который сам прошел по этому вопросу курс всего лишь двухнедельной подготовки, имеет только свои же конспекты и рекомендованные книги? А у нас именно так все и происходило в начальной школе В случае с медициной, как мне кажется, проблема будет стоять куда более остро. Нужен преподаватель, пусть и без педагогического образования, но с медицинским. Где бы только найти того, кто пойдет в школу «прирабатывать», уходя с основного поста? Пуст Минздрав именно таких и ищет», — отмечает молодая мама.

Было бы логично предположить, что подобные уроки могли вести преподаватели медицинских вузов. Но, по словам практикующих врачей, надеяться на это не стоит: уровень подготовки и объем знаний может сыграть злую шутку, и простой материал для детей доцент объяснить доступным языком не всегда сможет.

«Есть выход — например, медсестры. Для них это было бы хорошей практикой и дополнительным заработком. Лично я бы с удовольствием отпускала на такие уроки медсестру из нашего кабинета. Нужны ли такие уроки детям? Да, но начиная с девятого класса. Если вы хотите повысить медицинскую грамотность своего ребенка до старших классов, можно, да и нужно купить максимально иллюстрированную книгу о первой медицинской помощи. Побольше картинок, поменьше текста -запоминание пройдет на ура. И появится надежда, что в следующий раз, когда прохожему станет плохо на улице, ему сможет спасти жизнь именно ваш ребенок», — советует подмосковный терапевт Марина Юдина.