Куклы помогли Улиссу

В шотландском Эдинбурге проходит фестиваль, с которым по размаху не может сравниться никакой из европейских

 Театр, музыка, танец и опера — вот четыре кита, на которых уже много десятилетий держится этот фестиваль.

Чаще всего Эдинбургский фестиваль принято сравнивать с Авиньонским, тем более что это фестивали-ровесники: оба возникли в послевоенном 1947 году. Но в отличие от Авиньона Эдинбург — средоточие сразу нескольких фестивалей. По традиции сначала открывается самый шумный и многолюдный из них — «Фриндж» (fringe переводится с английского как «обочина»), а чуть позже начинает свою работу Эдинбургский международный фестиваль.

В последнее время форум явно начал сдавать свои позиции, но все изменилось, когда на пост директора был назначен энергичный австралиец Джонатан Миллз. Благодаря ему теперь фестиваль не замыкается на западноевропейском театре, а заглядывает во все части света, включая Азию и Восточную Европу.

Например, в этом году одним из фестивальных хитов стал яркий и зрелищный спектакль румынского режиссера Сильвиу Пуркарете «Фауст». Постановкой спектакля «Питер и Венди» по сказке о Питере Пэне отметился в Эдинбурге знаменитый американский режиссер Ли Бруер, который неплохо знаком и московской публике.

Ещё один амбициозный проект фестиваля — театральный марафон по пьесам ирландского драматурга Брайана Фрила. Что касается оперного раздела, то здесь высокие оценки рецензентов заслужила опера Клаудио Монтеверди «Возвращение Улисса на родину», где на помощь певцам пришли большие тростевые куклы. Этот спектакль поставлен южноафриканским кукольником и художником Уильямом Кентриджем (йоханнесбургский театр Handspring). А самыми чествуемыми композиторами фестиваля стали Гендель (в этом году исполняется 250 лет со дня его смерти) и Мендельсон (200 лет со дня рождения).