Восстановит ли музыка руины

В Клину в парке старинной усадьбы Демьяново состоялась Ночь Чайковского 

В Клину, в старинной усадьбе Демьяново, состоялась Вторая, теперь уже традиционная Ночь Чайковского. Симфоническую фантазию «Ромео и Джульетта» и другие сочинения Петра Ильича сыграл на открытом воздухе симфонический оркестр «Новая Россия» под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета. А солистами под звездным подмосковным небом стали лауреаты недавнего, 17-го международного конкурса, носящего имя великого русского композитора.

Перед концертом Юрий Абрамович – художественный руководитель ежегодного клинского фестиваля искусств, в рамках которого состоялась год назад первая здешняя Ночь Чайковского, рассказал об этом проекте, задуманном совместно с правительством Московской области, поддержанном президентским фондом культурных инициатив и подмосковным министерством культуры и туризма. Поскольку не далее как два месяца назад в Москве и Санкт-Петербурге завершился 17-й конкурс имени Петра Ильича, решено было построить нынешнюю программу как его продолжение. На сцене у живописных руин бывшего дворянского дворца, где в гостях у брата своего ученика Сергея Танеева, Владимира, неоднократно бывал Чайковский, выступили семь лауреатов соревнования. И, как сам конкурс, несмотря на сложную политическую обстановку сохранивший свой мировой статус, представили исполнительские школы разных стран.

Открыл парад солистов французский валторнист Шарль Ределле (четвертая премия), исполнивший в переложении для этого инструмента Анданте кантабиле из Первого квартета. Эстафету подхватил великолепный хабаровский баритон Максим Лисиин (вторая премия) с арией Елецкого из «Пиковой дамы». Что может быть естественнее, чем продолжить эту «баритональную линию» тембром виолончели? И петербуржец Иван Сендецкий (четвертая премия) сыграл на ней «Пеццо каприччиозо» Петра Ильича.

 

Поет Максим Лисиин

Гобоисту Федору Осверу (вторая премия) пришлось в каком-то смысле легче, но и труднее, чем его коллегам. Труднее – потому что арию Ленского, переложение которой он взял в репертуар, знают до единой ноты даже весьма далекие от музыки люди, настолько она популярна. А легче – потому что из оркестра Юрия Башмета «Новая Россия» ему тихим эхом с трогательной нежностью вторил другой гобой – в руках оркестрового солиста Дениса Освера, по совместительству папы и учителя Федора.

Затем в ходе вечера наступил новый международный «вираж» – хотя по поводу минчанки Альбины Тонких Юрий Башмет перед концертом не протокольно, но с теплом заметил: можно ли ее, солистку Молодежной программы московского Большого театра, считать зарубежной? Так или иначе, а ариозо Иоланты из одноименной оперы обладательница третьей премии конкурса Чайковского исполнила как совершенно родную для себя музыку.

Ну и на десерт устроители приберегли для публики выступления двух золотых лауреатов – корейской скрипачки Ким Ке Хи и первокурсника Ростовской консерватории, пианиста Сергея Давыдченко. Их исполнения первой части Скрипичного концерта и финала Первого фортепианного вполне можно было бы писать на диск, настолько уверенно, без всякой скидки на предосеннюю прохладу, у иных сковавшую бы пальцы (а Ким еще и вышла в эфемерно-легком платье), прозвучали обе виртуознейшие пьесы.

За «кулисами» вечера Юрий Башмет рассказал журналистам о прочих своих пленэрных планах на музыку Чайковского. Так, через десять дней в родном городе Петра Ильича Воткинске должно состояться исполнение литературно-музыкальной композиции «Евгений Онегин» с участием актера Константина Хабенского. А через год – и это подтвердил также приехавший на концерт министр культуры Подмосковья Василий Кузнецов – в Демьяново пройдет уже Третья Ночь Чайковского. Возможно, по такому случаю даже начнут восстанавливать сам дворец – излюбленное место московской творческой интеллигенции рубежа XIX-XX веков. Во всяком случае намерения такие, сказал министр, есть. Хотя честно признаюсь – верилось в это, глядя на живописные, но очень уж ветхие руины, с трудом.

 

Бывают и такие пресс-брифинги: музыкант Юрий Башмет и министр Василий Кузнецов у руин демьяновского дворца

Ну а то, насколько эта идея приглянулась жителям и гостям Клина, можно было наблюдать непосредственно: помимо «официального» партера с билетами громадная демьяновская поляна и даже аллеи усадебного парка были заполнены сотнями, а возможно тысячами зрителей – сидящих в живописных пуфах, стоящих, группирующихся семьями, дружескими компаниями. Лучшее подтверждение того, насколько прекрасная классическая музыка и ее величайший представитель Чайковский актуальны и нужны. Сегодня и всегда. Как тут не привести слова легендарного победителя Первого конкурса имени Чайковского, американского пианиста Вана Клиберна, которые напомнил нам ведущий вечера актер Игорь Гордин: «Чувствовать, что ты кому-то нужен – это один из самых серьезных даров, которые можно сделать человеку в жизни».