САМЫЙ СТАРЫЙ ТРАМВАЙ

...Хватаюсь за поручень, запрыгиваю на подножку, еще через секунду вагончик, позванивая, тронулся. Ура, успела! Прохожу в салон в поисках места на деревянной скамье, тянущейся вдоль всего вагона. Сидеть приходится спиной к окну. Зато можно хорошо разглядеть сам салон, отделанный деревом. Подобных ему уже не встретишь на трамвайных маршрутах наших городов. Сделан был в 1927 году!

В нынешнем сентябре этому историческому вагону исполняется 80 лет. А самому трамвайному движению России - 100! Торжества, посвященные знаменательной дате, пройдут в северной столице 29 и 30 сентября. Именно Петербург считается родиной отечественного трамвая. Хотя первый маршрут был проложен гораздо южнее, не в северной, а в первой древней столице Руси - Киеве.
- Все потому, что в конце Х1Х века в нашем городе было очень развито движение на конках, - говорит Роман Агапитов, специалист "Горэлектротранса". - Владельцы конок не хотели пускать "трамвайщиков" в свой бизнес, писали на них жалобы в думу.
По той, самой первой линии самых первых трамваев мы и мчимся в вагоне 1927 года. "Мчимся" - это, конечно, громко сказано. Максимальная скорость, на которую способен вагон из прошлого, составляет 35 км/час. А на городских маршрутах "выдавал" он не более чем 25 км/час. Вагон-то двухосный, колес всего четыре, потому с увеличением скорости начинал опасно раскачиваться.
Проходила первая трамвайная линия по историческому центру города - Адмиралтейский проспект, Конногвардейский бульвар, Николаевский мост (он же Благовещенский, затем имени Лейтенанта Шмидта), оттуда - на Большой проспект Васильевского острова. Остался от этой линии сегодня лишь небольшой "хвостик" на "Ваське", как ласкового называют остров его жители.
Еще в начале 1990 годов в Петербурге взялись закрывать трамвайные маршруты, снимать рельсы. Мол, сильно мешают автомобильному движению. В числе первых осиротел Адмиралтейский проспект. А в начале нынешнего года попрощался с рельсами и первый разводной мост через Неву - отреставрированный Благовещенский. Так что сейчас мы в Книгу рекордов Гиннесса, скорее всего, не попали бы. А в 1994 году это удалось с первой попытки: северная российская столица значится в этой книге как "самая трамвайная в мире". Протяженность одиночного пути превышала тогда 1000 километров! Сейчас - ровно в 2 раза меньше. Сократилось и число городских маршрутов - с 66 до 40, и количество вагонов - с 2135 до 887 единиц.
Еще прежде, чем сесть в исторический вагон, прошла я с Романом Агапитовым по первому в России трамвайному парку. Семьдесят лет носил он имя своего рабочего, а по совместительству революционера Леонова. Ныне же именуется просто: "Трамвайный парк N3, площадка N2".
Стараниями администрации парка и энтузиастов трамвайного движения здесь собрано, отреставрировано и поддерживается почти в идеальном порядке полтора десятка старинных вагонов. Все - на ходу, хоть сейчас выпускай на линию!
Хоть и не стал Петербург первым трамвайным городом России, уступив дебют Киеву, где вагоны на электротяге пошли по рельсам в 1892 году, однако на берегах Невы прошли самые первые в мире испытания электровагонов. Случилось это в 1870 году в небольшом переулке близ Смольного. Удивить всех взялся инженер Пироцкий, поставивший электродвигатель на вагон конки и пустивший ток по рельсам. Удалось, удивил!
...Продолжаю удивляться и я старому деревянному вагончику с вагоновожатым, стоящим в крошечной кабинке у передней двери. Сесть там в принципе можно. Но никто этого никогда не делал, потому что стоя гораздо удобнее. Я попробовала было порулить, встав на место вагоновожатого. Но уже через пять минут от этой затеи отказалась: ноги стали почему-то неметь, спина клониться куда-то в сторону...
Профессия водителя и кондуктора трамвая была в нашем городе до недавнего времени одной из самых престижных. Получали они в советское время на уровне инженеров ведущих НИИ, а с премиями и 13-й зарплатой даже больше. Носили удобную форму. Были вежливы, предупредительны, хорошо знали город. До сих пор вспоминаю одну свою поездку студенческих времен. Ехала в институт на консультацию и чуть не опоздала. Не потому, что трамвай "тащился". Нет, тогда автомашин было мало, никто движение по рельсам не блокировал. Просто заслушалась кондуктора. Объявляя очередную остановку, она тут же начинала подробно рассказывать, чем знаменита площадь (улица, дом, стоящий рядом, канал, проходящий поблизости), кто из великих людей прошлого хаживал тут.
Общительностью с пассажирами отличался и правнук Федора Михайловича Достоевского Дмитрий Андреевич. Он отработал вагоновожатым 8 лет. Любимыми маршрутами были NN 28 и 34. Проходили они, как нетрудно догадаться, по "местам Достоевского" - близ Владимирского собора, мимо Кузнечного рынка.
- С удовольствием вспоминаю те времена, - признался мне Дмитрий Андреевич Достоевский. - Любил говорить людям о тех домах, которые мы проезжали, в которых бывал мой великий прадед...
Нынче вагоновожатые импровизированные экскурсии не проводят. Не до этого. Получить бы положенную плату с вошедшего! Да и трудится на этих не слишком теперь престижных рабочих местах все больше людей приезжих, Питер знающих плохо.