"ПРЫГОТНЯ ВОКРУГ СУЕТЫ..."

Георгий Вицин любил смотреть на звезды и не любил своих героев в гайдаевских комедиях

РОЖДЕННЫЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ?
Вокруг даты и места рождения Георгия Михайловича всегда ходило много слухов: то он родился в 18-м, то в 17-м году. На самом деле - в апреле 1917-го на границе с Финляндией. Время было тревожное, и никто всерьез не относился к точному оформлению каких-то там бумаг. Когда много позже именно в Финляндии он снимался в фильме "За спичками", всем говорил: "Вот моя родина". Путать журналистов было его любимым делом...
ГОГОЛЬ. ЕЩЕ ГОГОЛЬ...
Первой его ролью был Гоголь в фильме "Белинский". Говорили, что внешне он был на него очень похож. Эту роль в кино он сыграет еще три раза, и все его "гоголи" будут разными. На пробах он оттеснит таких мэтров как Владимир Кенигсон, Борис Смирнов... Потом сыграет Илью Репина. Но самой любимой станет роль Эндрю Эгьюйчика в "Двенадцатой ночи" по Шекспиру. Высокий класс исполнения отметили даже английские газеты. Написали, что Вицин сыграл эту роль с очень тонким пониманием английского юмора. О себе рецензий не собирал, ролей не считал, говорил, что любой счет человека утомляет и сокращает ему жизнь. Часто от него слышали: "Всю жизнь играю либо шутов, либо принцев. Ведь чудаки всегда гениальны, а гении - немного чудаки". Странно, но роль гайдаевского Труса - одна из его самых нелюбимых...
КНИГИ. ЗВЕЗДЫ. АФОРИЗМЫ...
В последнее время ему безумно нравилось, что прилавки стали ломиться от книг и теперь нетрудно купить ту, которая интересует. У него в доме была огромная библиотека, книги он собирал лет с девяти. Когда-то, по молодости, его волновали детективы, в последнее время он совершенно потерял к ним интерес. Очень любил мемуары. Обожал древнегреческую и древнеримскую литературу. Часто цитировал древних, его настольными книгами были Овидий, Гораций, Софокл, Евклид. В конце жизни очень увлекся коллекционированием афоризмов: "Сказано метко и коротко, и зрение особо напрягать не надо". Любил Зощенко за его талант, добрую иронию - рассказы писателя, с которыми он выступал в доме Содружества актеров, всегда имели большой успех. Публика очень хорошо его принимала, а от тех, кто хотел себя здесь запечатлеть с любимым актером, просто не было отбоя, даже антракт порой задерживали. А не нравилась ему, по его словам, "вся эта прыготня вокруг суеты" или "суета вокруг прыготни", как он называл то, что происходило на телеэкране. Он был убежден, что все это - своеобразная "детская болезнь", которая скоро пройдет. Успокаивался, когда рисовал, делал это нечасто и рисовал только море. Знал очень много, но никогда никому не навязывал своего мнения. Ему было интересно оставаться наедине с самим собой, размышлять, анализировать. Очень любил астрономию, изучал науки, связанные с космосом, и часто со своего балкона в Староконюшенном на старом Арбате любил смотреть на звезды.
НАРОДНЫЙ
Популярности своей словно не замечал. Хотя дом, в котором он жил и откуда каждый день выходил гулять с собаками, знали все старожилы Арбата. В этом же переулке напротив живут Шалевич, Лановой, Джигарханян, Купченко, но он дружбы с ними не водил, да и им было не до него. Только в 9О-м стал народным с подачи Горбачева. Но так как был лишен всякого снобизма, звание, похоже, никак его не обрадовало. Просто он не любил быть на виду и, хотя все к нему прекрасно относились, никогда никого ни о чем не просил. Такие правила завел и в семье. Попечительский совет Арбатской управы буквально насильно вручал ему и его жене Тамаре Федоровне продовольственные заказы к праздникам. Иногда их приходилось просовывать через дверь, иногда к театру Вахтангова приходила сама Тамара Федоровна. Жили они в очень стесненных бытовых условиях, двухкомнатная, никогда не знавшая ремонта квартира была вся завалена книгами. Он не был потребителем, скорее, с удовольствием отдавал все нажитое, но безумно любил свое ремесло, был человеком с большим чувством собственного достоинства и считал, что жаловаться на свою судьбу просто неприлично. Здесь они были схожи с Гайдаем, который тоже был непритязателен и в быту, и в жизни.
СТОЯТЬ НАСМЕРТЬ
Главная встреча ждала его в 1957 году, когда судьба свела их с Л.Гайдаем. Молодой Вицин сыграл в его картине "Жених с того света" роль молодого бюрократа, который заведовал учреждением под названием "Ку-Ку". Этот очень смешной фильм испугал бюрократов из Госкино - фильм отправили "на доработку" и пустили в периферийный прокат. Более любимого актера у Гайдая с того раза просто не было. И Вицин платил ему тем же. К каждой роли относился с трепетом и самоотверженностью и очень любил импровизировать. Прошло почти 30 лет после выхода на экраны "Кавказской пленницы". Ее в киношном кругу называют дитятей коллективного творчества. Не случайно в воспоминаниях исполнителей главных ролей и до сих пор полная путаница: кто именно и что придумал. Но лично вицинской, никем не оспариваемой "находкой" в этом фильме считается эпизод "стоять насмерть", когда легендарная троица, взявшись за руки, перегораживает Шурику дорогу, а Трус бьется в конвульсиях, пытаясь вырваться из цепких ладоней сотоварищей. Еще одна находка, когда они с Варлей бегают вокруг камня и он испуганно шарахается от ее шарфика, приняв его за змею.
Запоминающимся стал и эпизод, когда Трус пытается подпевать Нине-Варлей тонюсеньким голоском, и вот в этой своей незабываемой манере он потом пел часто на концертах частушки. Однажды после выступления в одной воинской части к нему подошла очень молодая участница концерта: "Георгий Михайлович, я тоже стараюсь так петь, как вы, артисты". И исполнила тогда лишь одну песню: "Все могут короли". Вицину ее выступление понравилось, и когда девушка стала известной певицей, всем говорил, что Пугачева - его ученица.
МАЛЬЧИК И ГОЛУБИ
На экране он всех смешил, в жизни же на веселого человека совсем не походил. Он просто подыгрывал своему экранному образу. Считал себя очень покладистым, неагрессивным и терпеливым. Порой его кусали свои же собаки, а он им все прощал, потому что любил. Каждая из встретившихся ему на Арбате бездомных собак вполне могла рассчитывать и на еду, и на приют. Своего самого любимого пса Мальчика он подобрал во дворе, возле теплоцентрали. Угостил его сосиской и... больше с ним не расставался. До конца дней своих он заботливо выхаживал целую свору четвероногих, на этой почве у них с женой Тамарой Федоровной часто возникали недомолвки. Бездомных кошек пристраивал в соседские арбатские магазины на полный пансион. На маленьком балконе у него жила стайка голубей и синиц. Они у него были как домашние кошки: он их гладил, чесал за ушком, кормил с рук и о чем-то своем с ними беседовал. А еще у него была своя голубиная стая на Новом Арбате. Стоило ему показаться, как у пернатых начиналось волнение: увидевший его первым сразу же давал знак остальным, и вскоре вся стая оказывалась у него на плечах. Это было живописное зрелище: улыбающийся известный актер и воркующие голуби. Со всякой живностью он всегда был в большой дружбе, считал, что животные как лекарство спасают людей, лечат и укрепляют нервную систему. Всем советовал после восьмидесяти обязательно обзавестись собакой.
ВНЕ ТУСОВКИ
С режиссерами, кроме Гайдая, отношения у него как-то не складывались. Никогда не мог понять, почему артист обязательно должен повторять то, что режиссер ему показывает. Из-за этого от многих ролей отказывался. Однажды сослался на депрессивный период, в другой раз просто сбежал со съемок.
Чтобы не докучали на Арбате, маскировался, надевал темные очки, большую кепку с козырьком. В последние годы практически никуда не ходил. Светские тусовки были ему совершенно не интересны. Это была не его жизнь. Даже на открытие ресторана "Кавказская пленница" не пошел. Спонсоры уговаривали его буквально на коленях согласиться на проведение юбилея, обещали даже подарить автомобиль. Он был непреклонен. Представить себя не мог на сцене, в кресле, в свете юпитеров, в сопровождении пафосных речей в свой адрес. Он никогда не понимал смысла этих мероприятий, их боялся и считал, что здоровью они наносят страшный вред.
КАК ПТИЧКА ПОЛЕВАЯ
Он был йог с многолетним стажем. Много времени мог стоять на голове. Мяса не ел 35 лет, только - кашки, кисели. Каждое утро тренировался: делал вдохи и выдохи, умел дышать одной ноздрей.
В 5О исполнял двадцатилетнего, играл по 2О спектаклей в месяц - для этого нужно было иметь огромный запас энергии. Он умел расслабляться. В перерыве между съемками ставил три стула, подкладывал под голову портфель и засыпал. Он говорил: "Каждую свободную минуту надо использовать. Не травить байки, не болтать, а расслабляться". К моменту работы он полностью мобилизовывался. Всегда был в одном и том же весе, считал, что питаться надо как птичка полевая...
СЕМЬЯ
Тамара Федоровна пришла устраиваться гримером в театр, когда труппа была на гастролях. В фойе обратила внимание на фото Вицина... Их роман длился около пяти лет, пока не родилась единственная дочка Наташа. Георгию Михайловичу было тогда 37, а Тамаре Федоровне 29. Дочь, художник по профессии, была очень родным и близким человеком для Георгия Михайловича - до последних его дней они находились в тесном духовном и творческом контакте.
В последнее время он очень редко выезжал на концерты: то настроение было неподходящим, то что-нибудь побаливало, то погода не радовала. Но когда после очередной встречи со зрителями вспоминал их улыбки, настроение у него резко улучшалось. В такие минуты, по свидетельству родных и близких, он был по-настоящему счастлив...