ОДИНОКИЙ ЧЕЛОВЕК НА КОСОГОРЕ

Не могу забыть короткий репортаж, увиденный недавно в выпуске теленовостей. На высоком берегу Волги обиженный местной властью фермер выставляет громадные самодельные плакаты, обращенные к пассажирам проплывающих кораблей. В них он пытается объяснить людям суть происшедшего конфликта, взывает к их участию, помощи. Однако суда проходят мимо, не замедляя хода, на их палубах не заметно особого скопления публики с биноклями в руках. Фермер со своими плакатами остается стоять на косогоре...

Можно, конечно, улыбнуться: вот, мол, чудак, нашел способ борьбы за справедливость! А можно и погрустить: человек в беде остался один, не нашлось рядом людей, способных выслушать, понять, поддержать. Оно и понятно: заботы "маленького человека" сегодня мало кого волнуют. В особенности - наших телевизионщиков. Герой экрана нынче - супермен (капиталист, звезда шоу-бизнеса и т.д.), который бьется за себя руками, ногами, а зачастую и зубами вырывает свой кус, видит всех вокруг конкурентами и врагами. Может, я тут в чем-то преувеличиваю, но общая тенденция именно такова. И ТВ, подчинившись этому вектору (и одновременно формируя его в душах своих зрителей), несколько подзабыло о прежде обязательном своем герое - простом человеке, который чаще всего еще и хороший человек.
Я ворошу в памяти и вспоминаю из программ, царивших в эфире в последние годы, разве что "Старую квартиру", где люди вспоминали не только о своем прошлом, но и о том, что человек человеку - друг, товарищ и брат. При том, что программа эта была бесхитростна по своей драматургии, незамысловата по режиссуре и ведению, она, на удивление всем, держалась на верхних строчках рейтинга в течение нескольких сезонов - именно благодаря заложенному в ней человеческому содержанию.
Сегодня, пожалуй, лишь одна передача такого типа может сравниться с былой популярностью "Старой квартиры" и "От всей души". Это "Жди меня". В ней тоже нет особых сюжетных или постановочных ухищрений. Фактически каждый понедельник в восемь вечера на глазах миллионов зрителей происходит одно и то же: люди, разлученные судьбой, давно уже потерявшие надежду найти друг друга, чудесным образом встречаются в телестудии.
Впрочем, зрители понимают: чудо тут творят не ведущие программы, это - результат кропотливой работы большого числа людей, находящихся за кадром. Те всякий раз ведут непростые расследования: сравнивают обрывочные данные, посылают запросы, перепроверяют результаты. Зато финал их усилий превосходит все ожидания: встреча в этот понедельник 82-летнего итальянца с русской своей любовью, с которой не виделся 61 (!) год - с поры, когда оба они были в фашистском плену, буквально потрясла зрителей.
Может быть, не так открыто, но не менее глубоко проявляют свои эмоции герои телевизионного цикла "Дачники", который уже не первый сезон ведет Маша Шахова. За это время передачу "футболили" с канала на канал, сокращали ее хронометраж, но, к счастью, не сумели истребить присущей ей одухотворенности. В последнем, вышедшем в минувшее воскресенье выпуске мы познакомились (я бы даже рискнул сказать: подружились) с замечательными людьми - с несколькими поколениями славной в истории российской культуры фамилии Бруни. Они уже не одно десятилетие обитают в своем домике в Судаке, на берегу Черного моря. Живут простой, внутренне насыщенной жизнью, щедро дарят себя людям.
Иначе ведут себя герои передачи "Жалобная книга". На прошлой неделе в ней обсуждалась тема "Мы и наши соседи". Авторы сделали акцент на конфликтах между людьми, живущими в одном доме, подъезде, на лестничной клетке. Конфликтах, проходящих в диких, кажущихся нереальными в наше время формах. Один хвастает тем, что обмазал чьи-то двери экскрементами, другой с гордостью сообщает о помоях, которыми поливает из окна автомобиль соседа, третий похваляется травмой, нанесенной соседке. Самое странное, что ведущая передачи, слушая эти откровения, подначивала рассказчиков, выражала восторги по поводу их "подвигов". Будто радовалась, что так быстро нравственные нормы в наше "крутое" время перестали действовать...