Одинокий голос человека

На 70-м году жизни умер выдающийся кинодраматург, лауреат Каннского фестиваля Юрий Арабов

На протяжении десятилетий он был другом и соавтором Александра Сокурова. Создал сценарии к двенадцати его фильмам, в числе которых «Одинокий голос человека» (это был его первый серьезный драматургический опыт), Скорбное бесчувствие», «Дни затмения», «Спаси и сохрани», «Мать и сын», «Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст»...

А еще он писал сценарии для Андрея Хржановского («Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»), Кирилла Серебренникова («Юрьев день»), Александра Прошкина («Николай Вавилов» и «Чудо»), Андрея Прошкина («Орда» и «Орлеан»), Николая Досталя («Монах и бес», «Завещание Ленина»), работал над сценариями значимых телефильмов, основанных на русской классике. В частности, создал сценарий для телевизионной версии «Доктора Живаго». А еще он писал замечательные стихи и яркую прозу, преподавал во ВГИКе. И везде успевал, и все делал по самому взыскательному счету.

«Работал он всегда быстро, был сильным, очень наполненным энергией и верой в художество, - рассказал журналистам о своем друге Александр Сокуров. - Это была его отличительная черта. И, конечно, художественный профессионализм, трудно сравнимый с кем-то в России».

Уже довольно давно на Московском кинофестивале на пресс-конференции я напомнил организаторам, что фильмы по сценариям Юрия Арабова неоднократно украшали программу ММКФ и достойнейшим образом представляли отечественное киноискусство на крупнейших мировых смотрах. Помимо прочего, предложил подумать над тем, чтобы на одном из последующих фестивалей вручить Юрию Николаевичу приз за вклад в мировое кино. Мне согласно покивали в ответ и на том дело закончилось. Наверное, еще можно исправить это упущение. Пусть, увы, и посмертно.

И уж точно нужно провести на одном из отечественных киносмотров ретроспективу фильмов по сценариям Арабова. И учредить всероссийскую премию для драматургов его имени. Фигур такого масштаба в нашей культуре не так много.