«Лишние» деньги в бюджете

Бюджет захлебывается деньгами, а средств на конкретные проекты не хватает

Денег в стране не хватает ни на что, но в ушедшем 2020 году чиновники вновь не смогли использовать 1 трлн рублей казенных денег. Бюджет пухнет от денег, налоги повышаются, больницы, школы не строятся. Есть ли в этих парадоксах какой-то смысл или все упирается в «качество управления»?

Можно было бы пройти мимо этой информации, опубликованной на прошлой неделе Минфином. Вроде бы ничего сенсационного. Тем более в конце прошлого года министр финансов Силуанов уже анонсировал «недоиспользование» бюджетных средств в объеме 1 трлн. Ну осталось в бюджете мертвым грузом больше 4% всех запланированных расходов, эка невидаль. Но вот что самое удивительное: оказывается, в этом страшном 2020-м чиновники умудрились недофинансировать свои собственные обязательства даже по... скорой медицинской помощи.

«Что-то многовато» — так отреагировал на аналогичную информацию по таким же остаткам бюджета-2019 президент России. Тогда, обращая внимание Владимира Путина на недопустимые объемы «лишних» средств бюджета, глава Счетной палаты Алексей Кудрин порекомендовал «некоторые процедуры сделать менее бюрократизированными». «Я вижу в этом слабое качество государственного управления. Правительство не может в полной мере преодолеть свои же бюрократические процедуры, чтобы своевременно эти расходы осуществить», — заявил он в 2019 году на Петербургском форуме.

А чуть раньше вице-премьер Константин Чуйченко признал, что правительство недовольно низким уровнем освоения средств на национальные проекты — он составил 71% от годового плана. Но дальше недовольства дело не двинулось. Разговоры о том, как тратить, идут годами и десятилетиями. Чиновники винят во всем ими же придуманные сложные и долгие процедуры, из-за которых деньги идут в экономику слишком долго, окольными путями. А еще борьба с коррупцией мешает: госслужащие, оказывается, страшно боятся потратить лишнюю государственную копейку, дабы не попасть под проверки или «уголовку». Система госзакупок неустанно «модернизируется», но воз и ныне там...

Хотя господин Чуйченко видит в недофинансировании и «позитивный момент»: быстрое освоение денег могло бы, по его мнению, привести к их разворовыванию. То есть, если бюджет тратить планомерно, его попросту рассуют по карманам? Но ведь очевидно: не потраченные средства — это не построенные больницы, школы, детсады. Нонсенс, абсурд экономический получается? Но Чуйченко, бывший глава контрольного управления администрации президента, знает, о чем говорит. Да и слегка подзабытое заявление бывшего президента РФ Дмитрия Медведева о том, что ежегодно из бюджета «уходит налево» триллион рублей, наводит на мрачные мысли. Триллион налево, еще триллион «не освоен»... О какой финансовой дисциплине тут можно вести речь?

Министр финансов Силуанов успокаивает: переходящие остатки 2020 года помогут обеспечить те расходы, которые в бюджете пока не учтены, в том числе на вакцинацию. Как тут не вспомнить весну прошлого года, когда регионам срочно были выделены дополнительно десятки миллиардов на борьбу с коронавирусом. Президент насупил брови: деньги должны немедленно поступить на места. А потом премьер Михаил Мишустин сетовал, что в ряде регионов не сумели «освоить» даже 10% от поступивших средств.

Пресс-служба Минфина опять заявляет, что правительство «работает над своевременным направлением таких ресурсов в резервный фонд, чтобы в следующем году была возможность оперативно реагировать на развитие ситуации с заболеваемостью и деловой активностью».

Который год правительство неустанно трудится над совершенствованием процедур, а результат все тот же: невыполнение бюджета, странные манипуляции с остатками и резервами. Хоть за руками министров следи — было бы кому проследить. Кстати, в 2018-м чиновники не смогли «освоить» почти 800 млрд — и так далее по годам. Как-то тогдашний председатель правительства Дмитрий Медведев заявил, что ситуация с расходованием средств на нацпроекты в России складывается не всегда правильно, из нее нужно извлечь уроки и в следующем году расходовать их стабильно и в определенных пропорциях. Заявил — и ушел в отставку. О качестве управления, недофинансировании теперь говорят уже при новом премьере, с новыми министрами...

Но есть и другой резонный вопрос, который даже рискнули озвучить в Госдуме: зачем же тогда правительство год от года выходит с законодательными инициативами и повышает налоги? Ведь все это в корне противоречит элементарной экономической логике. Экономика в кризисе, ей нужны стимулы для роста, в том числе снижение налогов, дополнительные вливания. Денег в бюджете хватает и остается, а правительство залезает в национальные резервные фонды. И при этом не в состоянии, как положено, потратить им же выделяемые средства. «Может быть, тогда раздать этот триллион населению?» — задался вопросом лидер «справедливороссов» Сергей Миронов.

Такие предложения звучат не впервые. Логика в них есть: если государство не способно рачительно использовать средства, не может обеспечить достойную пенсию, обновление социальной инфраструктуры, другие обязательства, то не лучше ли вместо повышения налогов оставить деньги налогоплательщикам? Пусть бы они сами нашли им применение.

Но нет, вместо этого государство год от года все глубже залезает в карманы граждан: повышает НДС, налог на добычу полезных ископаемых и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, вводит налоги на самозанятых. Ныне вот обложило данью депозиты... По подсчетам Института имени Столыпина, за 10 лет налоговая нагрузка на сырьевой сектор выросла в 2,2 раза, на несырьевой — в 2,6 раза. А исследование PwC, основанное на данных Всемирного банка, показало, что общая налоговая нагрузка (на прибыль, труд, косвенные платежи) в 2018 году составила в России 47,5%. Ныне еще выше. При среднемировом показателе 40,5%.

И все это делается под маркой выполнения социальных обязательств, справедливого перераспределения средств и в ущерб развитию экономики. В итоге бюджет захлебывается деньгами, а средств на конкретные проекты и дела хронически не хватает. О том, какая экономическая логика здесь присутствует, каждый может судить в меру образованности. А в том, что касается качества управления, нельзя не согласиться с господином Кудриным. Это не лечится. Впрочем, он сам многие годы это управление и выстраивал...

а в это время

При этом государство и бизнес богатеют, а народ беднеет. По подсчетам экономиста Игоря Николаева, в 2014 — 2019 гг. доходы федерального бюджета увеличились на 9,5%, корпоративная прибыль приросла на 52,9%, а вот реальные располагаемые доходы населения снизились на 7,4%.