Александр Ковановский: Будь Высоцкий жив, вряд ли бы он и сегодня прорвался на телеэкраны

Глава Творческого объединения «Ракурс» рассказал «Труду» об уникальной съемке - пробы певца для голливудского фильма

30 января на Первом канале — премьера обновленной версии документального фильма «Владимир Высоцкий. Письмо Уоррену Битти». В прежнем варианте лента была показана по телевидению в 2013 году, но сегодня, по словам Александра Ковановского, руководителя Творческого объединения «Ракурс», режиссера и соавтора (вместе с Игорем Рахмановым) сценария, она пополнилась новыми эпизодами интервью с Валерием Янкловичем, администратором Владимира Высоцкого, и несколькими уникальными фрагментами документальной хроники и звука, запечатленными и записанными весной 1980 года.

Кадр съемки для Уоррена Битти. Москва, факультет журналистики МГУ, 19 мая 1979 года

Как и восемь лет назад, в центре внимания — уникальная видеозапись 1979 года, сделанная Высоцким в качестве пробы для американского актера и режиссера Уоррена Битти, который готовился тогда снимать фильм «Красные» о судьбе Джона Рида. Правда, к адресату эта видеовизитка так и не попала. Картину сняли уже после смерти Владимира Семеновича в 1981-м, с американскими актерами — к слову, она удостоилась трех премий «Оскар».

— Александр, как попала к вам эта запись?

— К началу 2000-х оригинал пленки хранился у Дмитрия Чацкого — одного из учредителей Творческого объединения «Ракурс». Мы ведь фактически работаем с середины 1980-х — собираем и изучаем материалы о жизни и творчестве Высоцкого. Ищем все, что когда-либо было зафиксировано на пленку. Известно: советское телевидение Высоцкого снимало крайне мало. Зато это не раз делали зарубежные телекомпании — особенно начиная с 1974 года, когда Владимир Семенович стал регулярно выезжать за границу. А самая первая зарубежная документальная кинофиксация Высоцкого — это кадры польской кинохроники, снятые летом 1967 года в Москве.

Одна из первых советских документальных съемок была сделана на телевидении Таллина в мае 1972-го.

Мати Тальвик, Марина Влади и Владимир Высоцкий у здания телецентра Таллина 18 мая 1972 года. Фото Марка Моосоара

Высоцкий в интервью рассказывал о работе в Театре на Таганке и ролях в кино. Эту 55-минутную передачу показали всего один раз, но запись эстонцы бережно хранили, и она дошла до наших дней. Шестью годами ранее его с актерами Таганки снимало телевидение Тбилиси во время гастролей театра в Грузии (съемка была обнаружена и обнародована в 2018 году). В 1967-м фрагмент выступления Высоцкого в клубе «Восток» в Ленинграде был запечатлен Ленинградской студией кинохроники и вошел впоследствии в фильм «Срочно требуется песня».

4 октября 1978 года во время поездки актера по Северному Кавказу его снимают в Грозном — к счастью, 30-минутный материал был сохранен работниками телестудии, несмотря на указание размагнитить запись. А вот съемка с Высоцким, сделанная в Пятигорске, была стерта — сохранился лишь фрагмент. Та же судьба и у телепередачи, снятой в 1974 году в Ленинграде с участием Юрия Любимова и актеров Таганки, — ее попросту стерли. Чудом отыскался финальный фрагмент, где Высоцкий исполнял «Диалог у телевизора».

Кадр съемки телевидения Италии. Москва, май 1979 года

Вот, собственно, те немногие случаи, когда Владимир Высоцкий оказывался в объективе советского ТВ.

— Нет пророка в своем Отечестве?

— Можно и так сказать. Не сомневаюсь: будь Высоцкий жив, вряд ли бы он и сегодня прорвался на телеэкраны. Хотя трудно представить Владимира Семеновича 83-летним. Юрий Шевчук очень точно сказал: «Доживи Высоцкий до нынешнего времени, он и сегодня был бы напильником в ушах у всякого рода начальников и больших людей, которые нынче клянутся ему в любви». А ведь Владимир Семенович далеко не все из написанного спел: песен у него — чуть менее 450, и никогда не исполнявшихся стихотворений — почти столько же.

— Как все-таки сохранилась запись послания Уоррену Битти?

— Благодаря кинодраматургу Игорю Шевцову, автору сценария фильма «Зеленый фургон», который был и одним из организаторов той съемки. Незадолго до своей трагической гибели в автокатастрофе в 2003 году Игорь отдал кассету и другие видеоматериалы о Высоцком нашему другу Дмитрию Чацкому. И вот спустя какое-то время мы решили, что интересно было бы рассказать и об этом «видеописьме». И сделали фильм, где зрители могут видеть непосредственного, порой смущенного, но абсолютно живого человека.

— Но если с ТВ Высоцкому не повезло, то в советском кино он все-таки состоялся?

— Не вполне. В конце одного из наших с Игорем Рахмановым документальных фильмов — «Владимир Высоцкий. Неизвестный, которого знали все» — мы привели названия всех кинокартин, где он мог бы сняться, но, как говорится, не случилось. Внушительный перечень! У многих начальников, отвечавших тогда за идеологию и искусство, само имя Высоцкого вызывало раздражение и даже остервенение.

Владимир Высоцкий в спектакле «Гамлет». Кадр съемки «Польской кинохроники», Варшава, 28 мая 1980 года

— И все же он снялся в 27 картинах. Какие роли у Высоцкого вы считаете самыми значимыми и удачными?

— Брусенцов в фильме «Служили два товарища» (к сожалению, из него многое вырезали). Максим в «Коротких встречах» Киры Муратовой. И, конечно, фон Корен в «Плохом хорошем человеке» и Дон Гуан в «Маленьких трагедиях». Такого уровня работ у Владимира Семеновича могло быть больше, проживи он еще хоть чуть-чуть. Геннадий Полока в 1981-м сделал фильм «Наше призвание». Предполагалось, что одну из главных ролей сыграет Высоцкий. Он и песню написал для картины, но до съемок не дожил, а предназначавшуюся ему роль сыграл Иван Бортник. Песня Высоцкого «Гимн школе» в фильм тем не менее вошла — герои картины исполняют ее хором, как и было задумано. И в качестве режиссера в «Зеленом фургоне» Владимир Семенович себя хотел попробовать, но не успел.

— Удивительно, что в числе лучших ролей вы не назвали Глеба Жеглова. Почему?

— В отличие от очень многих, я не считаю ее верхом кинотворчества Высоцкого. Хотя «Место встречи изменить нельзя» — отличный фильм. Персонаж Жеглова в книге у Вайнеров фактически отрицательный, а Высоцкий наполнил его своей харизмой и фактурой так, что Жеглов на экране стал фигурой едва ли не самой обаятельной. Наверное, в том числе и поэтому Говорухин не дал Владимиру Семеновичу исполнить песню на экране: «Володь, как только ты возьмешь гитару, то моментально из Жеглова превратишься во Владимира Высоцкого». Они даже чуть не поссорились из-за этого.

— По вашим наблюдениям, молодежь сегодня знает Высоцкого?

— Значительная ее часть — безусловно. Высоцкий не превратился в музейный экспонат — для огромнейшего числа людей он по-прежнему присутствует в нашей жизни. Зайдите в книжные магазины, посмотрите, сколько его поэтических сборников на полках. Их не было бы в отсутствие спроса. Творческое объединение «Ракурс» вместе со всеми нашими единомышленниками старается, по мере сил, сохранить все, что связано с его именем. В частности, документальной хроники, о которой мы сегодня говорим, снятой в СССР и по всему миру, нам известно около 12 часов. Конечно, это не так уж много для человека, которого многие называют «голосом страны». Тем ценнее каждая новая находка.

Москва, агентство «Аэрофлота» 29 июля 1977 года

— В списке стран, откуда к вам поступила документальная хроника, есть и бесконечно далекая от нас и Высоцкого Мексика...

— Летом 1977 года Владимир Семенович прилетел в Мексику вместе с Мариной Влади, которая снималась там в фильме «Тайны Бермудского треугольника». Кстати, именно там он начал сочинять «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное — невероятное» из сумасшедшего дома — с Канатчиковой дачи», в которой этот самый треугольник упоминается. Местное телевидение сделало о нем получасовую программу, которая вышла в эфир 9 августа 1977 года. Высоцкий исполнил тогда четыре песни, предварив каждую комментарием, и прочитал два стихотворения. Передача получилась великолепная даже по нынешним техническим меркам: ее снимали несколькими камерами с очень красивыми монтажными эффектами. Вообще же в архиве «Ракурса» видеозаписи из многих стран — Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Италии, Польши, Сербии, Черногории:

Совершенно необходимо вспомнить имя Марлены Зимны. В 1994-м в своей квартире в польском городе Кошалине она создала единственный в мире зарубежный музей Высоцкого — уникальный и по сей день. Ко дню рождения Высоцкого она организовывала кинофестивали, на которых собирались люди из разных стран и показывали свои фильмы — и любительские, и профессиональные.

ДК МВТУ им. Баумана 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука

Марлена тяжело болела, и пять лет назад ее не стало. Ей было всего 46... Она безупречно разговаривала на шести языках, отыскала в архивах огромное количество материалов о Высоцком, написала книги и исследования о нем. Многие документальные работы «Ракурса» сделаны с использованием материалов, найденных Марленой. Мы всегда с благодарностью вспоминаем о ней, в том числе и в нашем проекте «Один Высоцкий», с января 2016 года каждую субботу выходящем на радиостанции «Эхо Москвы». Его автор и ведущий — известный журналист Антон Орехъ.

— По-вашему, какие ценности творчества Высоцкого сейчас наиболее актуальны?

— Те, что были главными и тогда, — свобода и любовь. Когда он оказывался наедине со зрителями — будь то актовый зал института или заводской ДК, — люди на полтора часа вырывались из серой обыденности и ощущали себя совершенно свободными. В тоталитарной, закрытой стране у человека словно расправлялись плечи. И этот дух свободы оказался ничем не заменим. Наверное, именно поэтому Высоцкий продолжает звучать и не забыт по сей день.

Александр Ковановский, руководитель Творческого объединения «Ракурс»