Глава Творческого объединения «Ракурс» рассказал «Труду» об уникальной съемке - пробы певца для голливудского фильма
30 января на Первом канале — премьера обновленной версии документального фильма «Владимир Высоцкий. Письмо Уоррену Битти». В прежнем варианте лента была показана по телевидению в 2013 году, но сегодня, по словам Александра Ковановского, руководителя Творческого объединения «Ракурс», режиссера и соавтора (вместе с Игорем Рахмановым) сценария, она пополнилась новыми эпизодами интервью с Валерием Янкловичем, администратором Владимира Высоцкого, и несколькими уникальными фрагментами документальной хроники и звука, запечатленными и записанными весной 1980 года.
Как и восемь лет назад, в центре внимания — уникальная видеозапись 1979 года, сделанная Высоцким в качестве пробы для американского актера и режиссера Уоррена Битти, который готовился тогда снимать фильм «Красные» о судьбе Джона Рида. Правда, к адресату эта видеовизитка так и не попала. Картину сняли уже после смерти Владимира Семеновича в 1981-м, с американскими актерами — к слову, она удостоилась трех премий «Оскар».
— Александр, как попала к вам эта запись?
— К началу 2000-х оригинал пленки хранился у Дмитрия Чацкого — одного из учредителей Творческого объединения «Ракурс». Мы ведь фактически работаем с середины 1980-х — собираем и изучаем материалы о жизни и творчестве Высоцкого. Ищем все, что когда-либо было зафиксировано на пленку. Известно: советское телевидение Высоцкого снимало крайне мало. Зато это не раз делали зарубежные телекомпании — особенно начиная с 1974 года, когда Владимир Семенович стал регулярно выезжать за границу. А самая первая зарубежная документальная кинофиксация Высоцкого — это кадры польской кинохроники, снятые летом 1967 года в Москве.
Одна из первых советских документальных съемок была сделана на телевидении Таллина в мае 1972-го.
Высоцкий в интервью рассказывал о работе в Театре на Таганке и ролях в кино. Эту 55-минутную передачу показали всего один раз, но запись эстонцы бережно хранили, и она дошла до наших дней. Шестью годами ранее его с актерами Таганки снимало телевидение Тбилиси во время гастролей театра в Грузии (съемка была обнаружена и обнародована в 2018 году). В 1967-м фрагмент выступления Высоцкого в клубе «Восток» в Ленинграде был запечатлен Ленинградской студией кинохроники и вошел впоследствии в фильм «Срочно требуется песня».
4 октября 1978 года во время поездки актера по Северному Кавказу его снимают в Грозном — к счастью, 30-минутный материал был сохранен работниками телестудии, несмотря на указание размагнитить запись. А вот съемка с Высоцким, сделанная в Пятигорске, была стерта — сохранился лишь фрагмент. Та же судьба и у телепередачи, снятой в 1974 году в Ленинграде с участием Юрия Любимова и актеров Таганки, — ее попросту стерли. Чудом отыскался финальный фрагмент, где Высоцкий исполнял «Диалог у телевизора».
Вот, собственно, те немногие случаи, когда Владимир Высоцкий оказывался в объективе советского ТВ.
— Нет пророка в своем Отечестве?
— Можно и так сказать. Не сомневаюсь: будь Высоцкий жив, вряд ли бы он и сегодня прорвался на телеэкраны. Хотя трудно представить Владимира Семеновича 83-летним. Юрий Шевчук очень точно сказал: «Доживи Высоцкий до нынешнего времени, он и сегодня был бы напильником в ушах у всякого рода начальников и больших людей, которые нынче клянутся ему в любви». А ведь Владимир Семенович далеко не все из написанного спел: песен у него — чуть менее 450, и никогда не исполнявшихся стихотворений — почти столько же.
— Как все-таки сохранилась запись послания Уоррену Битти?
— Благодаря кинодраматургу Игорю Шевцову, автору сценария фильма «Зеленый фургон», который был и одним из организаторов той съемки. Незадолго до своей трагической гибели в автокатастрофе в 2003 году Игорь отдал кассету и другие видеоматериалы о Высоцком нашему другу Дмитрию Чацкому. И вот спустя какое-то время мы решили, что интересно было бы рассказать и об этом «видеописьме». И сделали фильм, где зрители могут видеть непосредственного, порой смущенного, но абсолютно живого человека.
— Но если с ТВ Высоцкому не повезло, то в советском кино он все-таки состоялся?
— Не вполне. В конце одного из наших с Игорем Рахмановым документальных фильмов — «Владимир Высоцкий. Неизвестный, которого знали все» — мы привели названия всех кинокартин, где он мог бы сняться, но, как говорится, не случилось. Внушительный перечень! У многих начальников, отвечавших тогда за идеологию и искусство, само имя Высоцкого вызывало раздражение и даже остервенение.
— И все же он снялся в 27 картинах. Какие роли у Высоцкого вы считаете самыми значимыми и удачными?
— Брусенцов в фильме «Служили два товарища» (к сожалению, из него многое вырезали). Максим в «Коротких встречах» Киры Муратовой. И, конечно, фон Корен в «Плохом хорошем человеке» и Дон Гуан в «Маленьких трагедиях». Такого уровня работ у Владимира Семеновича могло быть больше, проживи он еще хоть чуть-чуть. Геннадий Полока в 1981-м сделал фильм «Наше призвание». Предполагалось, что одну из главных ролей сыграет Высоцкий. Он и песню написал для картины, но до съемок не дожил, а предназначавшуюся ему роль сыграл Иван Бортник. Песня Высоцкого «Гимн школе» в фильм тем не менее вошла — герои картины исполняют ее хором, как и было задумано. И в качестве режиссера в «Зеленом фургоне» Владимир Семенович себя хотел попробовать, но не успел.
— Удивительно, что в числе лучших ролей вы не назвали Глеба Жеглова. Почему?
— В отличие от очень многих, я не считаю ее верхом кинотворчества Высоцкого. Хотя «Место встречи изменить нельзя» — отличный фильм. Персонаж Жеглова в книге у Вайнеров фактически отрицательный, а Высоцкий наполнил его своей харизмой и фактурой так, что Жеглов на экране стал фигурой едва ли не самой обаятельной. Наверное, в том числе и поэтому Говорухин не дал Владимиру Семеновичу исполнить песню на экране: «Володь, как только ты возьмешь гитару, то моментально из Жеглова превратишься во Владимира Высоцкого». Они даже чуть не поссорились из-за этого.
— По вашим наблюдениям, молодежь сегодня знает Высоцкого?
— Значительная ее часть — безусловно. Высоцкий не превратился в музейный экспонат — для огромнейшего числа людей он по-прежнему присутствует в нашей жизни. Зайдите в книжные магазины, посмотрите, сколько его поэтических сборников на полках. Их не было бы в отсутствие спроса. Творческое объединение «Ракурс» вместе со всеми нашими единомышленниками старается, по мере сил, сохранить все, что связано с его именем. В частности, документальной хроники, о которой мы сегодня говорим, снятой в СССР и по всему миру, нам известно около 12 часов. Конечно, это не так уж много для человека, которого многие называют «голосом страны». Тем ценнее каждая новая находка.
— В списке стран, откуда к вам поступила документальная хроника, есть и бесконечно далекая от нас и Высоцкого Мексика...
— Летом 1977 года Владимир Семенович прилетел в Мексику вместе с Мариной Влади, которая снималась там в фильме «Тайны Бермудского треугольника». Кстати, именно там он начал сочинять «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное — невероятное» из сумасшедшего дома — с Канатчиковой дачи», в которой этот самый треугольник упоминается. Местное телевидение сделало о нем получасовую программу, которая вышла в эфир 9 августа 1977 года. Высоцкий исполнил тогда четыре песни, предварив каждую комментарием, и прочитал два стихотворения. Передача получилась великолепная даже по нынешним техническим меркам: ее снимали несколькими камерами с очень красивыми монтажными эффектами. Вообще же в архиве «Ракурса» видеозаписи из многих стран — Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Италии, Польши, Сербии, Черногории:
Совершенно необходимо вспомнить имя Марлены Зимны. В 1994-м в своей квартире в польском городе Кошалине она создала единственный в мире зарубежный музей Высоцкого — уникальный и по сей день. Ко дню рождения Высоцкого она организовывала кинофестивали, на которых собирались люди из разных стран и показывали свои фильмы — и любительские, и профессиональные.
Марлена тяжело болела, и пять лет назад ее не стало. Ей было всего 46... Она безупречно разговаривала на шести языках, отыскала в архивах огромное количество материалов о Высоцком, написала книги и исследования о нем. Многие документальные работы «Ракурса» сделаны с использованием материалов, найденных Марленой. Мы всегда с благодарностью вспоминаем о ней, в том числе и в нашем проекте «Один Высоцкий», с января 2016 года каждую субботу выходящем на радиостанции «Эхо Москвы». Его автор и ведущий — известный журналист Антон Орехъ.
— По-вашему, какие ценности творчества Высоцкого сейчас наиболее актуальны?
— Те, что были главными и тогда, — свобода и любовь. Когда он оказывался наедине со зрителями — будь то актовый зал института или заводской ДК, — люди на полтора часа вырывались из серой обыденности и ощущали себя совершенно свободными. В тоталитарной, закрытой стране у человека словно расправлялись плечи. И этот дух свободы оказался ничем не заменим. Наверное, именно поэтому Высоцкий продолжает звучать и не забыт по сей день.