Нас объединяют Брамс и Чайковский

Музыка противостоит злу на планете, убеждены участники сочинского фестиваля Юрия Башмета

Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи, проводившийся нынче, 14-25 февраля, в 17-й раз, вырос в одно из центральных культурных событий — и не только России.

Казалось бы, все труднее придумывать новое после таких кульминаций, как родившиеся здесь проекты «Не покидай свою планету» по Сент-Экзюпери, «Рождение человека» по Горькому, «Истории любви» по русской лирической прозе с участием Константина Хабенского, Евгения Миронова, Александры Урсуляк, Ирины Пеговой, других выдающихся актеров... И все — непременно с музыкой от команды Башмета и им самим за дирижерским пультом. Но творческое воображение Юрия Абрамовича и его друзей движется дальше.

Так, с прошлого года в число традиционных участников вошел Теодор Курентзис с его оркестром musicAeterna, за которым «охотятся» лучшие музыкальные фестивали мира, но теперь в графике прославленного коллектива февральский Сочи значится обязательным «окошком», подтверждение чему — нынешняя программа музыки Римского-Корсакова и Прокофьева (и «всего-то» за 9000 рублей, в Москве это стоило бы в два-три раза дороже). Давние звездные друзья Башмета тоже приготовили сюрпризы — бас Ильдар Абдразаков устроил вечер русского романса, виртуозная немецкая певица-сопрано и по совместительству отчаянная шоувумен Симона Кермес угостила сетом барочных арий, а пианист Денис Мацуев напомнил, что он артист универсального профиля, сыграв Фортепианный концерт главного русского авангардиста конца ХХ века Альфреда Шнитке. Что до примы Большого театра и этуали миланского Ла Скала балерины Светланы Захаровой, она на этот раз привезла целую бригаду звездных коллег — Елизавету Кокореву, Даниила Потапцева, Артемия Белякова, Маргариту Штайнер, Алексея Путинцева, Александра Могилева, Екатерину Крысанову, Владислава Лантратова, которые в программе «Захарова-гала» развернули панораму едва ли не всех танцевальных стилей мира от классики до контемпорари-дэнса.

Не успев на премьеру спектакля Театра имени Гоголя «Соборяне» по Николаю Лескову в постановке Полины Агуреевой со специально написанной музыкой Валерия Воронова, я подлетел аккурат к «Сокровенным людям» Виктора Крамера по рассказам советских писателей (фестиваль нынче — с литературным уклоном: помимо традиционного турнира поэтов на нем силами столичного Литмузея в фойе главной площадки смотра — Зимнего театра — была развернута информативная и атмосферная выставка о Платонове, Астафьеве, Распутине, Володине, Вампилове, Трифонове...). Правда, режиссер предупредил, что пока поставлены лишь три из шести новелл. Но уже могу сказать, что потряс центральный эпизод, по рассказу Платонова «Старый механик» в исполнении Сергея Гармаша, Кристины Бабушкиной и артистов театра Никиты Михалкова с музыкой многолетнего единомышленника Башмета Кузьмы Бодрова о человеке, влюбленном... не в машину, а просто сама его душа обладает потребностью спасать, к чему/кому прикипает, будь то паровоз или мальчишка-сирота.

Сергей Гармаш и Кристина Бабушкина пронзительно рассказали платоновскую историю «Старый механик».

Разумеется, какой же серьезный фестиваль без мировых премьер — они в этом году продолжили генеральную линию предыдущих сочинских смотров: рождение нового на пересечении культур. Таковы «Луна в зените» Валерия Воронова с китаянкой Ду Ксюянь на гучжэне, «Ночные видения Альгамбры» Кузьмы Бодрова с солирующим ребабом (род арабской двухструнной виолончели, на которой играл уже знакомый нам по летнему Фестивалю молодежных оркестров мира в Москве обаятельный египетский виолончелист/ребабист Хассан Моатац Эль Молла), «Сочинская токката» Александра Чайковского для домры, инструментального октета и хора, объединившая музыкантов из Бахрейна, Италии, Китая и России.

Выставка о русских писателях ХХ века дополнила литературный акцент фестиваля. Фото автора

Моя особая привязанность — Международная академия молодых музыкантов, каждый год привлекающая в Органный зал Сочи талантливых людей с огромного географического «пространства. Можно было бы долго рассказывать о работе ее департаментов — композиторского с его 64 заявками и 12 прошедшими в финал партитурами, которые заинтриговали уже названиями — «Страдания юного Вертера» Максима Бабинцева, «Иду на грозу» Александра Тлеуова, «Русские пейзажи в пастельных тонах» Алины Подзоровой (кто сказал, что романтизм чужд нашему времени?), а самое неизгладимое воспоминание оставил струнный квартет «Земля» харьковчанина Артема Смирнова, ныне студента профессора Московской консерватории Александра Чайковского: я бы сравнил эту вещь с руками хлебороба, впитавшими черную землю, лишенными внешней красоты, но — прекрасными.

А какой искрометный источник сюжетов — четырехчасовой гала-концерт инструментальной секции: игра дивно тонкой кларнетистки Екатерина Шамшеевой из Гнесинской академии, увлеченность тромбонистки (видели бы вы эту хрупкую красавицу!) Лады Любарской оттуда же, мастерство скрипача Тимура Колесникова (еще недавно — Воронежская спецшкола, ныне — Брюссельская королевская академия музыки)... Ограничусь лишь историей про питерский квартет контрабасов «Кватро-бас». Ребята — ученики профессора консерватории Александра Шило и играют... оказывается, репертуар для такого вроде бы экзотического состава безбрежен: многолетний контрабасист Академического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Авдей Мирзоев сделал сотни переложений, вплоть до полных партитур «Пиковой дамы» и «Евгения Онегина», и юные энтузиасты готовы на этом материале немедленно доказать вам, что более богатого по возможностям инструмента, чем их обожаемый гигант, нет.

Контрабас и тромбон – тоже неисчерпаемые источники музыкальной красоты. Фото Алексея Молчановского

Но газетная площадь ограничена, и перейду к вокальному департаменту. Его команде во главе с лидером Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрием Вдовиным, непрерывно совершающим разведку по стране и ее окрестностям, удается охватить особенно широкую географию «родников талантов». Например, тенор Кирилл Сикора (великолепная Баллада Герцога из «Риголетто») — из села Целинное Курганской области, а сейчас он уже студент ГИТИСа. Колоратурное сопрано Вероника Хорышева — из Уссурийска, ныне в аспирантуре Академии хорового искусства у того же Дмитрия Юрьевича. Меццо Валерия Торунова (по фактуре и голосу — абсолютная Кармен) — из Тюмени, теперь в «молодежке» ГАБТа. Возможно, через несколько лет их ждет та же судьба, что у Василисы Бержанской, Елизаветы Кулагиной, Максима Лисиина и других звезд, начинавших с башметовских мастер-классов, а пришедших к творческим победам на главных конкурсах и оперных площадках мира.

Впрочем, вероятен и другой путь к себе: так, Ирина Хубаева после учебы в Воронежском институте искусств вернулась петь в филармонию родного Белгорода, и сейчас хрустальные фиоритуры ее Царицы ночи, Кунигунды и других колоратурных героинь напоминают публике прифронтового города о том, что бомбы — не навсегда, а Моцарт вечен.

Ирина Хубаева и ее Царица ночи

Закончу словами одного из коучей Международной музыкальной академии в Сочи, альтиста оркестра Берлинской филармонии Вильфрида Штреле:

— Я 30 лет играл в одном из лучших оркестров мира, застал за его пультом и Герберта фон Караяна, и с русскими, в том числе с Валерием Гергиевым поработал... Музыка — то, что нас объединяет. В мире происходит много ужасных вещей — но тем более мы нуждаемся в Брамсе, в Чайковском, во всякой музыке, полной благородной страсти и человеческого духа.