Как даром накормить целый город

Нет ничего проще: разрешить магазинам даром раздавать еду с истекающим сроком годности

Судя по всему, фудшеринг у нас все-таки станет реальностью. Соответствующий законопроект подготовили депутаты «Единой России». Документ передан на рассмотрение в правительство и уже успел получить одобрение Минпромторга.

Каждый год в России образуется более 15 млн тонн пищевых отходов. Треть из них генерируют общепит и продуктовая розница. Часть этого объема сжигается, часть перерабатывается, а часть просто захоранивается на полигонах, что не идет на пользу ни экологии, ни экономике. Причем ретейл отправляет в мусорные баки не только очевидно испорченные товары, но часто продукты с истекающим сроком годности. В масштабах сaтраны речь идет о ежедневном списании тысяч тонн еще ликвидной продукции, которую можно и нужно использовать более рационально. Ведь в нашей стране, если верить Росстату, доходы ниже прожиточного минимума имеют 15 млн человек.

Самый очевидный способ разумного использования продуктов с истекающим сроком годности — фудшеринг, то есть бесплатное распределение среди нуждающихся. Разговоры об этом идут не первый год. Однако законотворческие инициативы уходили как вода в песок, как только речь заходила о практической реализации благотворительного продовольственного проекта. Ведь для того, чтобы фудшеринг заработал, он должен быть интересен не только нуждающемуся населению, но прежде всего бизнесу. А для него сейчас продукты гораздо выгоднее утилизировать, получая затем компенсацию за ранее уплаченный НДС, чем заниматься раздачей продуктов, за которую со стороны государства пока не предусмотрено никаких преференций. Однако с появлением нового пакета законопроектов, предусматривающих внесение поправок в Налоговый кодекс, КоАП, а также законы «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «О благотворительной деятельности», дело сдвинется с мертвой точки.

Итак, главная новация в том, что на передаваемые на благотворительность продукты, как и при утилизации, станет распространяться компенсация НДС. Для начала пригодными для фудшеринга признают несколько групп товаров: овощи, фрукты, зелень, крупы, макароны, мучные изделия, соки, воды, чай, кофе, готовые продукты и детское питание. Причем объем передаваемых на благотворительность товаров не должен превышать 1% от выручки компании за прошлый год.

Почему были выбраны именно эти товары и установлено такое жесткое ограничение? Ответ на первый вопрос очевиден. В список пригодных для фудшеринга продуктов попали товары не просто с длительными сроками хранения, но и с определенным запасом за пределами срока годности. В самом деле: что может случиться с просроченной на месяц пачкой макарон или, скажем, сахаром и солью? В другой группе — овощи и фрукты, на которые чаще всего достаточно посмотреть, чтобы понять, стоит ли брать.

Что касается однопроцентного ограничения, то оно кажется жестким только на первый взгляд. На самом деле, по словам специалистов, доля подходящих для фудшеринга продуктов не превышает 3-4% от оборота ретейлеров, кафе и ресторанов. Поэтому обозначенный в законопроекте потолок на первом этапе работы документа вполне разумен. По оценкам экспертов, в таких условиях за ближайшие пять лет удастся по прямому назначению использовать до миллиона тонн уничтожающейся сегодня еды. Много это или мало? Этого, например, хватит, чтобы полноценно и разнообразно три раза в день кормить примерно 350 тысяч человек, то есть население небольшого областного центра.

Минпромторг в лице заместителя главы ведомства Виктора Евтухова уже поддержал направленные в правительство законопроекты, поскольку они не несут угроз жизни и здоровью граждан, при этом снижают остроту экологических проблем и создают предпосылки для оказания адресной социальной помощи нуждающимся.

Поддерживает и приветствует появление четкой и прозрачной законодательной базы для фудшеринга и Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). Так что единственной по-настоящему серьезной проблемой на пути реализации инициативы станут логистические вопросы, связанные с хранением, перемещением и быстрым распределением больших объемов товаров. Все это потребует привлечения как изрядного автопарка, так и специалистов по логистике. А и с тем и с другим у нас в последнее время наблюдаются объективные трудности.