Пир вопреки чуме

«Ночь театров» в Москве дала шанс дебютантам сцены 

«Ночь театров», традиционно прошедшая в Москве 27 марта, в Международный день театра, включила в себя столько премьер, творческих встреч, вернисажей и прочих эксклюзивных событий, что одному человеку нереально было посетить и десятую их долю. Корреспондент «Труда» успел побывать в двух из сорока с лишним столичных театральных домов, принявших участие в празднике. Но обе акции оказались отнюдь не точечными, привязанными к сегодняшнему моменту, а многосоставными, прорисовывающими перспективу от прошлых вершин нашего искусства к будущим достижениям тех, кто сегодня только приходит работать на театральной сцене.

В театре «Школа драматического искусства» показали лучшие работы из числа отмеченных на недавнем Первом Национальном чемпионате творческих компетенций ArtMasters. Этот конкурс, поддержанный Управлением по общественным проектам администрации президента РФ и одним из партнеров которго является Роскультцентр (Центр поддержки молодежных творческих инициатив при Росмолодежи), стартовал в июне прошлого года. Тогда отобранные в проект молодые режиссеры и художники, объединившись в группы, поставили несколько малоформатных спектаклей, семь из которых в октябре удостоились показа на сцене Большого театра. Теперь три из них увидела и публика «Школы драматического искусства». Причем, как заметили и сами постановщики, и модераторы вечера (главный режиссер «Школы драматического искусства» Игорь Яцко, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, начальник управления театров и концертных организаций Департамента культуры г. Москвы Наталья Дрожникова), работы за эти месяцы обогатились новыми фрагментами и сценическими решениями.

На взгляд обозревателя «Труда», не все здесь было равноценно. Первая из показанных работ – попурри по знаковым фрагментам классических драм «Летящие» режиссера Сергея Аронина – была бы уместна скорее в остроумном студенческом капустнике, где приколы вроде монтажа чеховского «В Москву, в Москву» с грибоедовским «Вон из Москвы» смотрелись бы точным попаданием в жанр. Вторая, ироничная пластическая миниатюра Анастасии и Алексея Проскуряковых «Руслан и Людмила», более походила на номер в эстрадном шоу. И лишь в «Пире во время чумы» по отрывкам из пушкинской маленькой трагедии, поставленном режиссером Дмитрием Акимовым, мне увиделись наброски серьезного спектакля, сливающего черты пластической драмы, фарса и даже кабаре.

Но ведь все это – первые опыты, как подчеркнуло уже само название вечера «Режиссерские дебюты в ШДИ. В трех действиях». Помимо того, что проект уже помог некоторым молодым постановщикам найти себе постоянную работу в серьезных театрах, его достижения стали аргументами в расширении круга специальностей, преподаваемых в театральных вузах. Так, Григорий Заславский рассказал, что как раз сейчас инициирована работа по введению в список стандартов вузовского обучения специальности «художник по гриму». Прежде диплом о такой компетенции давался только в средних учебных заведениях, «а чтобы найти преподавателя для вуза, приходилось приглашать какую-нибудь филологессу, лишь бы у нее было высшее образование».

Выслушав финальное приглашение на акции следующего чемпионата ArtMasters, который начнется буквально через неделю, я поспешил в другой театр – «Геликон-оперу». Увы, опоздал на первую часть праздника – спектакль «Набукко», который, впрочем, видел прежде. Но в нынешнем исполнении был особый смысл: представление, как заметил заглянувший на огонек руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский, состоялось ровно через год после того, как заявленный тогда «Набукко» был отменен из-за наступившего карантина.

Глава столичного Департамента культуры Александр Кибовский (слева) заглянул на огонек к геликоновцам и их лидеру Дмитрию Бертману

Теперь театр наконец-то смог отдать долг зрителями. Но и зрители проявили настоящую преданность: в кассу театра практически не было возвратов, пришли именно те, кто ждал встречи с артистами год назад. Более того, части публики удалось сочетать приятное с полезным (и даже жизненно необходимым) – в «Геликоне» развернут один из пунктов вакцинации от коронавируса. Здесь помнят, что когда-то этот старинный дом на Большой Никитской был Дворцом культуры медиков, и рады сочетать культурную функцию с традиционной для этих стен медицинской.

Затем удалось попасть на вернисаж эффектной выставки петербургской художницы Нины Велегжаниновой «Арт-маскарад», представившей 12 роскошных театральных костюмов, заново сделанных по эскизам Александра Головина, Льва Бакста, Михаила Ларионова и Сергея Судейкина.

Костюмы по эскизам великих художников вернули нас в начало ХХ века – золотую пору русского театра

А также – побывать на мастер-классе художественного руководителя «Геликона» Дмитрия Бертмана, устроенном для участников впервые стартующей здесь Молодежной программы оперных артистов, поддержанной грантом президента РФ. Эта десятка девушек и ребят, отобранных в огромном конкурсе со всех концов страны, сидела тут же и, еще не успев издать ни единой ноты, уже конкурировала в притягательности или, как говаривал Станиславский, манкости с самим Дмитрием Александровичем – все красавицы и красавцы, как на подбор. А уж когда выступает Бертман, стать его конкурентом крайне тяжело – этот человек может увлекательно говорить об опере, более того, петь и играть ее (он ведь, помимо того что режиссер, еще и профессиональный пианист) часами. Ну а кульминацию вечера геликоновцы припасли под самый конец: Бертман показал на деле, как ставится оперная сцена.

Участники Молодежной программы «Геликона» под руководством Дмитрия Бертмана и под игру пианистки Наталии Арутюновой мгновенно «вписались» в начальную сцену «Волшебной флейты» Моцарта

И признаюсь, глядя, как весело и в то же время отточенно-профессионально три девушки (коварные Три дамы) и парень-тенор (принц Тамино) под виртуозную игру пианистки Наталии Арутюновой выстраивали эпизод спасения героя от змея из «Волшебной флейты» Моцарта, я впервые в жизни пожалел – ну отчего ж я не оперный артист.