Если нельзя, но очень хочется...

Похоже, гоголевская птица-тройка бегает по кругу и сейчас прискакала обратно в 90-е

Похоже, гоголевская птица-тройка не несется в неведомую даль, а бегает по кругу. И сейчас она прискакала в те самые 90-е, от которых мы так долго и старательно отгребали.

Помните времена, когда по нашим дорогам гоняли списанные в Японии и Европе иномарки и окутанные сизым дымом поделки отечественного автопрома? И у всех за лобовым стеклом в обязательном порядке был пришпилен цветной талончик техосмотра. Хотя диагностику никто не проходил, достаточно было купить медсправку, «дать на лапу» гаишнику — и езжай на все четыре стороны.

Сегодня даже на такие мелочи не надо тратиться. С нового года Госдума отменила техосмотр для личного автотранспорта. А в апреле МВД разрешило еще три года ездить по водительским правам, срок действия которых истек. Это распоряжение касается не только частников, но и «тех, кто использует транспортные средства для работы». Как пояснили авторы документа, такая мера поможет сэкономить время и улучшить логистику для транспортных компаний, занимающихся доставкой товаров массового спроса потребителям.

Страховые компании в шоке. Им приходится заключать договоры ОСАГО с владельцами автомашин, не имеющих диагностической карты и, следовательно, технической гарантии на безаварийную езду. А еще при замене прав каждый обязан был пройти врачебную комиссию. Теперь же раз действие прав продлевают, то и медицинская справка не требуются. А если человек за три года слетел с катушек? Получается, клиенты диспансеров получают зеленый свет для езды на чадящих развалюхах, опасных для других участников движения.

Про сизые выхлопы сказано не для красного словца. Из-за санкций Россия вынуждена перейти на выпуск устаревших моделей. Вице-премьер Юрий Борисов заявил, что наши автоконцерны могут вернуть старые комплектации и поставить ручные коробки передач. Это касается и чахлых легковушек, и могучих грузовиков (КамАЗ потерял партнера в лице Daimler Truck, который поставлял кабины, двигатели и мосты в Набережные Челны). Тем временем правительство готовится разрешить автопроизводителям выпуск машин с требованиями к экологии на уровне Евро-0 (стандарт, введенный в Европе 30 лет назад).

На этой неделе французский концерн Renault передает свои 68% в «АвтоВАЗе» российской стороне, как и права собственности на столичный «Автофрамос». Как сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров, на заводе в Москве вместо популярных у небогатых покупателей «логанов» планируется выпускать «другие востребованные автомобили». Но тут меня обуревают сомнения: вряд ли это будет современная модификация Lada, поскольку там масса импортных комплектующих. Рискну предположить, что это может быть реинкарнация советского автомобиля «москвич», который перестали выпускать больше 20 лет назад.

Так что, отвыкаем от таких глупостей, как автоматическая коробка передач и кондиционер?

Разбор полетов

На этой неделе «Аэрофлот» получил разрешение Росавиации на ремонт иностранных самолетов с российской регистрацией. Сертификат позволяет выполнять обслуживание и восстановление более чем 1100 компонентов самолетов зарубежного производства, применяя стендовое оборудование с выпуском талона годности.

Но есть еще проблема надежности расходных материалов вроде масляных фильтров, которые приходится менять каждые 700 часов налета. На первые месяцы имеющихся на складах может и хватить. А дальше придется или использовать одни самолеты в качестве доноров для других, или приобретать запчасти и расходники через третьи страны на вторичном рынке.

Между тем еще в январе генеральный прокурор Игорь Краснов подписал распоряжение «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования воздушного транспорта». Транспортные прокуроры, проверив штат, производственную базу и финансовое состояние авиакомпаний, выявили «системные проблемы в авиационной отрасли страны, представляющие угрозу безопасности». Особо подчеркнув, что за год в России количество погибших в авиационных катастрофах увеличилось в два раза.

Эксперты предупреждают: на запуск собственного производства даже простейших масляных фильтров при самых оптимистичных прогнозах уйдет не меньше двух-трех лет.

А пока вспоминаем мудрость, изреченную еще в то время, когда отцы наши были молодыми: если нельзя, но очень хочется, то можно.