ГЕДИМИНАС ТАРАНДА: "ГЛАВНОЕ - ВВЯЗАТЬСЯ В ДРАКУ, А ТАМ ПОСМОТРИМ"

Он танцевал с Майей Плисецкой, пел с Людмилой Гурченко, играл с Инной Чуриковой, создал известный на весь мир Имперский русский балет. Мечта, а не биография! Но вместе с тем Таранда долгое время был невыездным, его уволили из Большого театра, с ним судилась все та же великая Плисецкая. Но трудности Гедиминаса только закаляют. Недавно он надел боксерские перчатки и принял вызов в программе "Король ринга. Возвращение легенды".

- Гедиминас, как вы могли согласиться на такой жесткий проект? Не жалко лица?
- Как говорил Наполеон, главное - ввязаться в драку, а там посмотрим. У меня по жизни так и получается.
- Я слышала, что из-за "Короля ринга" вы чуть не сорвали гастроли театра Моссовета в Сочи...
- Это правда. Я прочно вошел в историю театра им. Моссовета, и теперь обо мне будут рассказывать многим поколениям актеров. Подобного случая в этом театре не было лет 20 как минимум. Дело было так: вечером мы отыграли в Сочи спектакль "Учитель танцев", где я исполняю главную роль, а утром мне нужно было оказаться в Москве на съемках "Короля ринга". Билетов на самолет из Сочи не было, и мне пришлось всю ночь трястись на машине по горной дороге до Краснодара. Прилетел, в Москве пробка, еле успел на бой. В 14.00 я должен был улетать обратно, так как в 19.30 в Сочи очередной спектакль, причем дирекция театра не в курсе, что я улетел. Вышел после боя - под глазом гематома, рука в гипсе. Чтобы я успел, меня посадили на мотоцикл. Врач дал мне лед в руку и сказал дер-жать у глаза, но я так ни разу его и не приложил. Какой там лед! Я обхватил водителя что было сил, он мчался со скоростью света, но самолет все равно улетел без меня. Пришлось из Шереметьево мчаться в Домодедово, билетов нет, тем не менее в 18.00 я чудом вылетел в Сочи. Ситуацию спасли Ольга Кабо, Екатерина Гусева и Александр Бобровский - пока я летел и ехал, они исполняли для зрителей песни, пьесы и стихи. За те же деньги публика посмотрела сразу несколько спектаклей. У трапа в Сочи меня уже ждала машина ДПС с мигалками. Спектакль прошел на ура! После этого я просил прощения у коллег и директора театра Валентины Панфиловой, у которой из-за меня было плохо с сердцем. Еще раз прошу - простите!
- Да, будет что вспомнить на старости лет.
- Конечно. В последнее время так достала рутина - всех надо упрашивать, кого-то заставлять, идти к чиновникам, просить, чтобы нам помогли с базой, искать финансирование. Захотелось свежей крови. Я ее получил. Этой встряски хватит лет на пять минимум.
- Как отнеслись к вашему участию в "Короле ринга" друзья, подчиненные?
- Никто не поверил и не мог взять в толк, зачем мне это надо. Александр Леньков, народный артист России, мой партнер по спектаклю "Учитель танцев", обрушился на меня с возмущением: "Как ты мог пойти на такое?!" А потом вдруг добавил: "Хотя ты знаешь, был бы я моложе, я бы тоже согласился побороться на ринге".
- У вас в жизни было много испытаний: вынужденный уход из Большого театра, статус невыездного, конфликт с Плисецкой...
- Вы забыли еще конфликт с Григоровичем. С кем только у меня не было скандалов, хотя по сути я человек неконфликтный. Напротив, слишком добрый и терпеливый.
- Говорят, вы стали невыездным, потому что в Мексике опоздали на автобус, это правда?
- Просто у руководства создалось впечатление, что я собираюсь остаться за рубежом. Видимо, говорил много лишнего. Нас заставляли на гастролях ходить по пять человек в связке, в 22.00 быть в гостинице и звонить руководителю, что мы уже в номере. Мы должны были стучать друг на друга, кто пришел, а кто нет. Я сказал: "Да пошли вы!" Вот меня и решили поучить жизни.
- Как вышло, что в семье военного и бухгалтера родился танцор?
- Мама работала бухгалтером в Воронежском театре оперы и балета, довольно близко к искусству, так что я пересмотрел все спектакли. Балет не любил, особенно меня бесили чулочки в обтяжечку. Активно занимался спортом - греблей, борьбой.
- Как же сами оказались в чулочках?
- Дело в том, что все, кто занимался танцами, имели преимущество - могли бесплатно смотреть кино, а я должен был платить 25 копеек. Именно поэтому я пришел в ансамбль, и у меня все сразу получилось. К тому же мне понравилось, что вокруг симпатичные девочки, красивая музыка. А вечером пошел смотреть кино "Ромео и Джульетта" - детям до 16 бесплатно! В итоге и мой родной младший брат Витаутас, и оба двоюродных брата Дмитрий и Константин стали профессиональными танцовщиками.
- Вы как старший брат повлияли на их выбор?
- Не только я повлиял. Между прочим, мой дед - отец мамы - танцевал с самой Галиной Улановой! Дело в том, что Большой театр часто давал шефские концерты на предприятиях. На одном из них выступала Уланова, там работал мой дед. Когда вечер закончился, дедушка подошел к великой балерине взять автограф и нагло заявил: "Галина Сергеевна, один вальс! Оркестр!" Она не успела ничего ответить, как дед закружил ее в танце. Представляете?!
- А вы сами с кем всегда мечтали танцевать?
- Когда в 1980 году на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве я получил золотую медаль, у меня брали первое в жизни интервью и задали этот же вопрос. Я ответил, что обожаю "Кармен" и мечтаю станцевать с Май-ей Плисецкой. Вскоре было распределение - рассчитывал, что попаду в ансамбль Игоря Моисеева, я знал весь репертуар этого коллектива, он был близок мне по духу. Но неожиданно меня пригласили в Большой театр. Этому, конечно, содействовала директор Московской академии хореографии Софья Николаевна Головкина. На распределении сидела куча чиновников. Они меня спросили: "Таранда, вы согласны?" А я о Большом даже не мечтал. Это казалось недостижимым. Затем последовал вопрос: "А у вас есть московская прописка?" Головкина опередила мой ответ: "Конечно, есть!"
- А как вы решили вопрос с пропиской?
- Женился. Но перед самым госэкзаменом мы с девушкой разругались, разбежались, она была из Подмосковья. Так что, когда пришло приглашение, прописки уже не было.
- Сколько раз вы были в браке?
- Сейчас я женат в третий раз. Первой была блестящая балерина Марина Носова, сегодня она ведущая артистка театра в Неаполе. Вторая супруга - тоже Марина и тоже балерина, оба брака продлились по три года. Марина Новикова была солисткой ансамбля Моисеева, одна из первых работала в знаменитом ирландском шоу "Риверданс". Сейчас она завершила карьеру балерины, преподает у меня в балетной школе. С обеими я поддерживаю дружеские отношения.
- А с Плисецкой удалось станцевать?
- Когда я пришел в театр, то на второй месяц танцевал в том самом спектакле "Кармен" с Майей Михайловной. Мы подружились на долгие годы, даже когда меня забрали в лагерь Григоровича, добрые отношения удалось сохранить. Юрий Николаевич был моим учителем, но я все равно танцевал и с Плисецкой, и в балетах у Владимира Васильева. Мы с братом всегда ходили на творческие вечера и спектакли этих великих артистов. Такое мало кто мог себе позволить.
- В каких отношениях вы сейчас с Майей Михайловной?
- Мы находимся на разных берегах реки. Я пытаюсь все время построить мост.
- История с использованием имени великой балерины для производства кремов для ног завершилась окончательно?
- Все суды мы выиграли, но отношения испорчены. Уверен, что все можно было решить мирно, без раздувания шумихи. Многие наши общие знакомые, люди искусства, пытались нас помирить. Осадок остался, но как балерину я Майю Михайловну уважаю по-прежнему. Я считаю, что за годы нашей дружбы мы многое сделали друг для друга.
- А как сложился ваш конфетный бизнес?
- Новый сорт конфет мы изобрели в то время, когда фабрики были в кризисе. Я вложил в конфеты "Майя" свои личные день-ги. Продукция была отмечена золотыми медалями на международных конкурсах. Этими конфетами Майя Михайловна с удовольствием угощала президента Путина на своем юбилее в 2000 году. Минкультуры обещало вернуть мне затраченные средства, так как оно отвечало за юбилей, но я так и не дождался. Были и другие интересные разработки коньяка и конфет, но потом ситуация в России поменялась так, что стало сложно заниматься чем-либо, кроме балета.
- А куда делся ваш фонд "Имперский русский балет"?
- Бывший коммерческий директор этого фонда Николай Анохин оставил фонд без средств, и долгое время мои артисты не получали зарплату. Суд признал Анохина виновным и обязал выплатить артистам долг. Сейчас Анохин возит двойника "Имперский русский балет" по России и миру. Недавно приезжаем на гастроли в Иваново, а нам говорят: "Вы же два месяца назад у нас выступали, давали "Лебединое озеро", был продан полный зал, полторы тысячи мест, после первого отделения ушло ползала". Я выступал с обращением по радио, телевидению. Мол, дорогие друзья, простите, я не мог проследить, что нас опередили бессовестные авантюристы.
- А что, организаторы гастролей документы у руководителей не смотрят?
- Россия - большая страна и во многих городах директорам театров совершенно все равно, кто у них выступает. К примеру, в Челябинске мне заявили: "У нас взяли театр в аренду, заплатили деньги, и нам все равно, кто там и что показывает". Театры серьезные отказывают, так как их руководство знает, что такое настоящий "Имперский русский балет". Сейчас жалкое подобие нашего коллектива под управлением аферистов выступило в Израиле. Приходится тратить на суды громадные деньги, потому что они разворовывают наше наследие и обманывают зрителя.
- Почему ваш балет зовется имперским?
- Это дань памяти царской семьи. Если бы не она, не было бы ни Большого театра, ни Мариинского. Между тем в буклетах Большого не найти ни слова о царе и его вкладе в искусство. Второе значение: империя русской музыки, танца, культуры во всем мире. Сколько стран мы обогатили русскими артистами! Третий смысл: я собираю артистов со всего русского имперского пространства. И в-четвертых, позиция нашей компании - выступать не только за рубежом, как это принято у многих трупп. У нас правило - каждый месяц посещать русские города. Даже себе в убыток.
- С удивлением узнала, что с вами выступают пятикратная чемпионка мира Ляйсан Утяшева и олимпийская чемпионка Юлия Барсукова!
- Я задумал проект "Красота успеха" с тремя лучшими гимнастками мира - Ляйсан Утяшевой, Ириной Чащиной и Юлией Барсуковой. Но с финансированием пока не получилось, Чащина ушла в другой проект. Сделал несколько хореографий для Юлии Барсуковой. Она двигается просто феноменально. Ездила с нами на гастроли. Вы только представьте на минуточку - олимпийская чемпионка и танцует "Элегию" Рахманинова! Президент Греции не мог поверить, что увидел настоящую чемпионку в балете. Ляйсан недавно вошла в спектакль "Болеро", и он сразу приобрел другую окраску, наполнился необыкновенной энергетикой, необычной для балета пластикой. Но увидеть это не каждому дано. Билетов нет.
- Но балета вам мало! Еще и драму подавай?
- Началось все со спектакля "Овечка" - о том, как сестры полюбили одного мужчину, а он, Иаков, любит их обеих. Моими партнершами были Инна Чурикова и Ирина Максимкина, но мы вынуждены были закрыть проект.
- Вы не побоялись блеснуть и своими вокальными данными?
- Спасибо Людмиле Гурченко. Она пригласила меня в первый российский мюзикл "Бюро счастья", где я пел с Николаем Фоменко и Аленой Свиридовой. До этого, не поверите, я пел только в ванной. Голос мне поставила сама Гурченко. Занятия проходили у нее дома. Людмила Марковна нашла ко мне подход, основанный на моем умении чувствовать ритм и понимать движения. Когда надо было брать ноту выше, она делала мне знак глазами, и я тянул.
- Дочку, конечно же, хотите видеть балериной?
- У Дэйманте потрясающие данные, у нее божественный подъем, как у мамы, она прекрасно сложена, занимается художественной гимнастикой, любит петь. У меня есть своя балетная школа, где дочка выступает на сцене в балете "Щелкунчик". По телевизору вместо мультиков она смотрит исключительно балет, причем мы ее не заставляем. Пересмотрела все мои спектакли.
- Гедиминас, в чем, по-вашему, секрет семейного счастья?
- В ребенке. Он делает дом совсем другим. Я спешу домой, чтобы быстрее обнять дочку, посмотреть, как грациозно она изображает на ковре Багиру из спектакля "Маугли".
НАШЕ ДОСЬЕ
Гедиминас Таранда родился 26 февраля 1961 года в Калининграде в семье военного и бухгалтера. Затем семья переехала в Воронеж. По отцу Гедиминас - литовец, по маме - казак. В 1976 году поступил в Московскую академию хореографии. По распределению попал в Большой театр, дебютировал в спектакле "Дон Кихот". Юрий Григорович специально для Таранды поставил спектакли: "Раймонда" и "Золотой век". В 1984 году впервые оказался на гастролях за рубежом - в Мексике. После этого четыре года был невыездным. В 1993 году был уволен из Большого театра. В 1994-м создал Имперский русский балет, который известен во всем мире. В труппе 40 человек, в репертуаре театра 15 балетов. В 2004 году принят в штат театра Моссовета как актер. Жена - балерина Анастасия Дриго, дочке Дэйманте (в переводе с литовского "жемчужина") четыре года.