Аэропорты просят перекура

На возвращение в аэропорты курилок настаивают 95% курящих и, что более интересно, 76% некурящих

84% авиапассажиров выступают за то, чтобы государство вернуло в аэропорты курительные комнаты. На этом настаивают 95% курящих и, что более интересно, 76% некурящих. Лишь 9% пассажиров не согласны с тем, чтобы в терминалах вновь появились курилки. Таковы данные опроса ВЦИОМа, который в эту среду был презентован на слушаниях в Общественной палате РФ.

Инициатором слушаний стала Международная ассоциация аэропортов, чьи юристы с тревогой отметили, насколько резко выросло количество жалоб на дым и грязь в туалетных комнатах после вступления в силу антитабачного закона. При этом, по словам начальника отдела по взаимодействию с органами госвласти ВЦИОМа Кирилла Родина, 91% респондентов в курсе ограничений на курение в аэропортах. «Это значит, что данная норма закона не работает», — заявил Родин.

С ним согласен член Общественной палаты политолог Сергей Марков: «Все видят, что закон систематически нарушается. Считаю, что сегодня мы должны согласиться с возвратом в аэропорты курительных комнат, потому что пока люди не готовы к их запрету».

В действительности дело тут даже не в готовности или неготовности людей. Такова специфика аэропортов: попав в так называемую чистую зону, человек вынужден оставаться в ней до самого вылета. Бывает, рейсы задерживаются. Бывает, время между транзитными рейсами составляет несколько часов. И в этой в буквальном смысле безвыходной ситуации курильщик вынужден преступать закон. Возле каждой туалетной кабины полицейского не поставишь, а в результате свою порцию дыма невольно получают все, в том числе дети и подростки.

Экономическую сторону проблемы осветил ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, без курилок московский авиаузел проиграет борьбу за транзитных пассажиров, летящих из Европы в Азию. «Если человек 11 часов летел из Китая и не нашел курилку при пересадке в Европу, в следующий раз он через Москву просто не полетит. Он выберет турецкий или финский узел, где есть прекрасные курительные комнаты». Потери российских авиаперевозчиков, по мнению эксперта, могут составить миллиарды долларов.

На этом месте модератор слушаний первый зампред Комиссии по поддержке молодежных инициатив Султан Хамзаев призвал высказываться не только сторонников возврата курилок, но и противников. Таковыми оказались представители Минздрава, чья позиция выглядела просто удивительной. Сначала они... попытались опровергнуть данные опроса ВЦИОМа.

Когда это не получилось, начали говорить, что курилки нельзя открывать потому, что сигарета вовсе не снижает уровень стресса перед полетом, как принято считать. Напротив, она повышает возбуждение организма (следуя этой логике, можно предположить, что завтра Минздрав запретит пить в аэропортах чай и кофе, ведь в них содержится кофеин). А под конец вообще договорились до того, что тема о необходимости возврата курилок в аэропорты проплачена международными табачными корпорациями.

Если не относиться всерьез к этой «теории заговора», можно констатировать, что проблема действительно назрела. Это признают даже законодатели: по словам председателя думского комитета по здравоохранению Сергея Калашникова, «за два года (действия антитабачного закона. — «Труд») мы уже можем обобщить опыт и сказать, что немного перегнули палку».

Как именно ее будут выгибать дальше, станет понятно уже скоро — Госдума собирается рассмотреть поправки к закону в июне.