Чтобы проверить, надо ударить

В Саратове придумали, как победить вторую главную российскую беду – отвратительные автодороги. А там и до первой руки дойдут

В Саратове наладили выпуск аппаратуры для выявления скрытых дефектов при строительстве автодорог. Сообщившие об этом пресс-служба Саратовского государственного технического университета имени Гагарина, а также Минобрнауки пообещали, что с помощью этого комплекса страна сможет избавиться от второй главной российской беды — отвратительных автодорог. А потом, глядишь, дело дойдет и до беды первой.

Но сначала о самом комплексе, получившем название «Дина-4». Изобретателями названы завкафедрой прикладной математики и системного анализа Физико-технического института профессор Александр Землянухин и кандидат технических наук доцент Андрей Бочкарев. В чем же суть изобретения?

«Основу дорожного полотна составляет многослойная конструкция, — объясняет доцент очевидные вещи. — Она, как правило, состоит из наружного асфальтобетонного слоя, промежуточных слоев и грунтового основания. Со временем слои теряют первоначальную прочность. И если оценить степень деградации верхнего асфальтобетонного слоя специалисты могут визуально, то достоверно выяснить состояние нижних намного сложнее...»

Принцип действия комплекса «Дина-4» в следующем. На дороге размещается динамическая платформа с грузами, которые совершают удары, имитируя нормальную нагрузку на дорожное полотно колеса автомобиля во время движения. Любую деформацию фиксирует специальный прибор — акселерометр. «В дальнейшем система автоматически рассчитывает степень упругости «дорожной одежды» и производит построение чаши прогиба», — заключают изобретатели.

Таким образом, как добавляет Минобрнауки, установка «позволяет максимально точно определить прочность дорожной конструкции. Причем все измерения происходят в автоматическом режиме».

То есть, для того чтобы обнаружить халтуру на дороге (некачественные материалы, несоблюдение технологии укладки и т. п.), по дороге нужно многократно ударить. А далее измерить полученный реальный результат, наказать виновных и переделать за их счет брак.

Но далее придется признать, что никакого изобретения в Саратове сделано не было. А имеет место, как мы выражаемся ныне, обыкновенное «импортозамещение» установки PRIMAX 1500, придуманной и сделанной в Дании и многие годы успешно эксплуатируемой в странах Скандинавии, и не только там. Впрочем, в Саратове не скрывают, что их разработка «не уступает в точности ее датскому аналогу».

Более того, в интернете есть данные, что на федеральной трассе «Дон» проводились параллельные испытания установки «Дина-4» и датской PRIMAX 1500, которую предоставила госкомпания «Росавтодор». На трассе в районе поселка Тарасовский было сделано полсотни замеров дорожного покрытия, причем скорость и точность измерений установкой «Дина-4» действительно не уступали датскому конкуренту.

А конечный результат таков. В Скандинавии бракоделов штрафуют и в дальнейшем не допускают к дорожным работам, а в России премируют за скорость и экономию материалов. В прошлом году в 37 городах России был проведен массовый опрос автомобилистов о качестве автодорог, по которым они ездят. Лучшим регионом была названа Тюмень, худшим — Новосибирская область. «Труд» проверил, отразились ли эти оценки на заработках дорожников. Увы! В Тюмени им платят в среднем 64 277 рублей в месяц, в Новосибирске — 66 200. И ударить бракоделов там некому...