Как живешь, Мелитополь?

Спецкор «Труда» ищет ответы на этот непростой вопрос

Каждый день с Крымского полуострова и из других регионов России уходят гуманитарные конвои на освобожденные территории Украины. Везут они все — от продуктов питания и лекарств до материалов для масштабного капремонта огромного количества жилья и объектов инфраструктуры.

Под контролем РФ — южная и центральная части Запорожской области. Из крупных городов это Бердянск, Васильевка и, конечно, Мелитополь. Герб Мелитопольского уезда, когда-то лично утвержденный императором Николаем I вместе с другими гербами Таврической губернии, представлял собой щит, на золотом поле которого находился черный двуглавый орел — «в воспоминание покорения Тавриды победоносным оружием России».

В переводе с греческого Мелитополь — «медовый город». Основанный в первой половине XIX столетия на перекрестке транспортных путей, он бурно рос и богател, вскоре став одним из главных торговых центров юга Российской империи. Особую роль сыграло появление железной дороги на Крым. Кстати, старинный мелитопольский вокзал, открытый в 1874 году, по сей день является действующим. Именно отсюда на крымские порты пошли огромные экспортные потоки малороссийского зерна, муки и прочих грузов. Очень быстро развивалась промышленность — к 1889 году в провинциальном Мелитополе работало полтора десятка крупных фабрик и заводов. Вскоре вступила в строй электростанция. Для сравнения: первая Центральная электростанция Санкт-Петербурга дала ток весной 1897-го...

Есть историческая логика в поступке известной российской рок-исполнительницы Юлии Чичериной, которая два месяца назад установила в центре Мелитополя билборд, посвященный 220-летию Таврической губернии. «Все города Таврии были созданы в Российской империи или уже при СССР. Одна история, один путь, пора возвращаться домой!» Сейчас горожане в массовом порядке заклеивают код UA на номерных знаках автомашин новым символом TVR. Это сокращение опять-таки обозначает Таврическую губернию — историческое название края. Многие считают, что под этим названием запорожские земли вновь интегрируются в состав Российского государства.

В советские времена мелитопольцы по праву гордились своей пищевой промышленностью, машиностроением и металлообработкой. По всей стране гудел здешний моторный завод — крупный производитель двигателей, сцеплений и коробок передач, а также мостов для легковых автомобилей и автобусов. Незалежность ввергла экономику Мелитополя в глубочайший кризис. Предприятия резко снизили объемы производства, частью вовсе пошли на металлолом. Пожалуй, единственные, кто жил более-менее нормально, — это 25-я бригада транспортной авиации ВВС Украины, базировавшаяся на авиабазе «Мелитополь». Мощные Ил-76МД вместе с экипажами и техниками киевское командование сдавало в аренду по всему миру. Остальной народ поначалу ездил на заработки в Россию, потом привык батрачить на поляков.

А сегодня завод «Мелитопольский автогидроагрегат» намерен возобновить поставки продукции российским партнерам. Логично в плане импортозамещения, столь важного для отечественного автопрома.

«Прежде мы работали с «Группой ГАЗ», отправляли в Нижний Новгород амортизаторы для грузовых автомобилей. Сейчас планируем вновь обеспечивать сборочные конвейеры. По мере восстановления вернемся к масштабным деловым контактам с российскими потребителями», — поделился директор предприятия Виталий Ярчук.

Кроме амортизаторов тут производят тормозную гидравлику к легковым автомобилям. Заводчане уверены: в условиях западных санкций их продукция обязательно будет востребована Россией. Характерная подробность. До начала военной спецоперации мощности «Мелитопольского автогидроагрегата» загружались меньше чем наполовину. Европейские партнеры брали только сырье, напрочь отказываясь от готовых агрегатов. Теперь мелитопольские машиностроители просчитывают новые и вполне реальные рынки сбыта — в России, Белоруссии, Казахстане и других странах СНГ.

После долгого простоя возобновил работу завод автотракторных запчастей пригородного мелитопольского поселка Обильное. Одно из крупнейших предприятий такого рода на территории бывшего Союза, продукцию которого охотно покупали украинские, российские, белорусские, казахские и польские аграрии. Теперь в Обильном вновь приступили к производству деталей, востребованных нашим аграрным комплексом. Первым пошло литье для тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Коллектив обнадежен заявками. Так, Ростову-на-Дону и Минску нужны коленчатые валы, шатуны, шкивы вариатора, разнообразные звездочки, диски, ступицы, корпуса подшипника...

Перечисление ступиц, шкивов и прочих кривошипов звучит словно музыка. Завод возвращается к нормальной жизни. Рабочие свидетельствуют, что в последние годы их заставили выпускать минометы. Сегодня производство полностью переведено на прежние рельсы, возобновилось серийное изготовление запчастей к тракторам. Правда, часть сотрудников до сих пор не вернулись на рабочие места. Вопросы с поставками сырья и ремонтом оборудования решаются, а без людей станки не запустишь. Большинство попросту бежали от войны. Но за последние недели в Запорожскую область возвращаются ранее уехавшие граждане. Мелитопольские власти также фиксируют прирост возвращенцев.

«Те, кто нам поверил и пришел сюда трудиться, — наши люди, наши братья», — заявил замглавы военно-гражданской администрации Запорожской области Андрей Трофимов, прибывший сюда из Симферополя.

От Мелитополя до Днепрорудного рукой подать, по прямой 60 км. Неброский городок на левом берегу Каховского водохранилища. Хотя специалисты знают, какое это сказочно богатое место. Градообразующее предприятие Днепрорудного — Запорожский железорудный комбинат, гигант горно-металлургического комплекса с ежегодной мощностью в 4,5 млн тонн железной руды. 5 тысяч горняков обрабатывают сырье нескольких окрестных месторождений. Эксперты утверждают, что характеристики добываемых здесь «богатых руд» значительно выше, чем в Криворожском бассейне.

«Вновь запустить ЗЖРК поможет Крым, — сообщил глава республики Сергей Аксенов, накануне побывавший в Запорожской области. — Встретился с трудовым коллективом комбината. Уже нынешним летом планируем в полном объеме возобновить выпуск агломерата. Крымчане подставят плечо в тяжелой ситуации. За нами помощь производству, трудоустройство, поддержка сферы образования, организация оздоровления детей».

По самым скромным оценкам, запасы Днепрорудного составляют порядка миллиарда тонн самой высококачественной руды Европы.

... Центральный рынок Мелитополя располагается почему-то на улице Университетской. Хотя народ на базаре простой, откровенный. Вот дядька тащит мешок молодых буряков. Остановился, взял пиво у лотка. Разговорились.

— Знаете, когда все станет хорошо? Когда через нас снова пойдут поезда Москва — Харьков — Симферополь. И тогда я повезу черешню с моего сада внукам в подмосковные Мытищи. Такой сладкой черешни мои хлопчики восемь лет не ели.