Игры в монопольку

В России рекламные доходы телевизионщиков от трансляций Игр в Лондоне превзошли пекинские на 30-40%

Недавняя Олимпиада явила миру великих героев. Но, как посчитали экономисты, главный победитель Игр — телевизионные каналы. Даже в России, где число зрителей олимпийских трансляций старше 18 лет со времен Пекина-2008 уменьшилось с 6 до 4%, рекламные доходы телевизионщиков превзошли пекинские на 30-40%.

Но пока россияне в муках выбирали, олимпийскую трансляцию какого из наших телеканалов им смотреть, и перебегали с кнопки на кнопку во время рекламных пауз, медиаимперия NBC решила «облегчить» американцам жизнь и выбрала за них. Она заблаговременно выкупила у МОК эксклюзивные права на трансляцию Игр на всю территорию США — и по ТВ, и в Сети. Так что единственным легальным способом смотреть телерепортажи оставалось оформление дорогостоящей подписки на сигнал NBC. Но и такая подписка не гарантировала «эффекта присутствия». Не только забеги легкоатлетов, игровые баталии и триумфы на гимнастических помостах, но и святое — заплывы самого Фелпса — с редким цинизмом прерывались длиннейшими рекламными вставками. Вещание отличалось крайней нерегулярностью, а 8-часовые задержки трансляций считались вполне нормальными.

Не все болельщики мирились с таким сервисом. Кто-то просто бойкотировал NBC, лишая себя Олимпиады. А более продвинутые находили способы обмануть систему доступа. Например, создавали в своих компьютерах виртуальные машины, которые снаружи определялись как вполне реальные, но локализованные не в США, а, скажем, где-нибудь на Островах Зеленого Мыса или в Вануату, куда еще не дотянулась загребущая рука NBC.

В этой коллизии занимательна юридическая сторона дела. Не могу поверить, что подобное издевательство над потребителем возможно в стране, которая позиционирует себя как оплот демократии и свобод. Но разве подобная практика не попирает сразу два фундаментальных права американских потребителей, которые были сформулированы Джоном Кеннеди еще в 1962 году, — право на информацию и право на выбор? Трудно предположить, что всевидящие антимонопольные органы США — Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия — пребывают в неведении. Хотя бы потому, что и там работают живые люди, которые тоже были вынуждены платить NBC за их навязчивый олимпийский эфир.

Поэтому вывод один: в американских законах существует огромная дыра. Что подтверждается другой новостью, которая обещает приобщить к хакерскому делу еще больше американцев: NBC выиграла очередной тендер МОК и «всего» за 4,5 млрд долларов сохранила права на трансляцию на Северную Америку зимней Олимпиады в Сочи, летней в Рио-де-Жанейро, а также зимних Игр-2018 и летней Олимпиады-2020, места проведения которых даже еще не определены.

Это далеко не единственный случай в мировой практике, когда крупный бизнес попирает базовые права граждан, используя свои гигантские ресурсы, чтобы править под себя законы. Вот для нас более актуальный: оказывается, страны — члены ВТО, куда мы только что вступили, не имеют права не только запретить ввоз генно-модифицированных продуктов, но даже и маркировать их: лейбл «содержит ГМО» рассматривается там (вдумаемся!) как дискриминация компаний — производителей трансгенов.

Конечно, нормы ВТО можно и нарушить — теоретически. И прецеденты уже бывали. К примеру, в 2001 году правительство Шри-Ланки ввело запрет на импорт 21 категории продовольственных товаров, содержащих ГМО. Но когда островитянам огласили размер санкций — 190 млн долларов, — они почему-то сразу передумали. Вероятно, сравнили эту цифру с величиной ВВП своей страны...