Каких-то 100 лет назад...

Выставка «Взгляни в глаза войны», посвященная Первой мировой, открывается в московском «Новом Манеже»

Сегодня в московском «Новом Манеже» открывается большая выставка «Взгляни в глаза войны», посвященная Первой мировой. «Манеж» — далеко не первый музей, отметивший столетие ее начала. Собственные экспозиции, пусть и небольшие, подготовили очень многие музеи — Русский, Исторический, Дом фотографии, Музей Москвы и даже маленькие краеведческие. Корреспондент «Труда» с удивлением обнаружил: музеи — среди немногих, кто вспомнил об этой трагической войне, перекроившей политическую карту мира.

Столетие Первой мировой начали вспоминать еще пару лет назад: эта война казалась зеркалом, в котором отражается сегодняшнее состояние мира. Сараево и Майдан, загнивающий Старый Свет, будущий кровавый передел мира: Потом, правда, притихли. Включаешь телевизор — и тишина (о том, как вяло наше телевидение отреагировало на памятную дату, написал телекритик «Труда» Сергей Беднов — см. номер от 26 августа). Ни новых сериалов, ни документальных фильмов со скандалами, интригами и расследованиями. Кинематографисты тоже не проявили активности, а Министерство культуры и Фонд кино даже не выделили квот на создание картин о Первой мировой. Хотя, выступая год назад перед Советом Федерации, Владимир Путин назвал эту войну незаслуженно забытой и поручил вспомнить героев, павших за Отечество.

Сейчас кажется, что эти слова президента услышали лишь музейщики. И заполнили тотальное молчание множеством маленьких и больших выставок. Первым стал Русский музей: в июне в Петербурге открылась большая экспозиция «Первая мировая: 1914-1918 гг.». На ней представлено более 200 работ: произведения Петрова-Водкина, Рериха, Малевича, Коровина, Филонова, Кандинского и других выдающихся художников первой половины XX века. Притом заодно с открытием неизвестных страниц войны мы по-новому открыли для себя и самих мастеров. Так, авангардист и идеолог супрематизма Малевич предстал в образе лубочника и карикатуриста. Абстрактная «Импровизация 11» Кандинского наполнена антимилитаристским пафосом, а «Пир королей» Павла Филонова — предчувствием страшного передела мира.

В Московском доме фотографии продолжается выставка «Война, покончившая с миром». На ней — сотни фотографий, кадры кинохроники и плакаты из музеев Австрии, Франции, Великобритании, Польши, Италии, Бельгии и даже сохранявшей нейтралитет Швейцарии, отражающие цепь событий — от убийства эрцгерцога Франца-Фердинанда до подписания Версальского договора. На вой-ну, впервые использовавшую оружие массового поражения и убившую 22 млн человек, на этой выставке смотрят как на панораму бедствий (через архив Красного Креста, в частности) и гуманитарную катастрофу.

Государственный исторический музей в своей экспозиции «Последняя битва Российской империи» делает упор на роли, которую Первая мировая сыграла в истории нашей страны. Февральская революция, прибытие Ленина из эмиграции, Керенский, черный двуглавый орел: В последнем зале — трогательно маленькая шинелька и подпись: «Шинель 23-го пехотного полка (детская), принадлежала цесаревичу Алексею Николаевичу Романову».

Знаменитый кинорежиссер Павел Лунгин, выступивший куратором выставки «Взгляни в глаза войны» в «Новом Манеже», предлагает посмотреть на Первую мировую как на трагедию поистине библейского масштаба. Помимо стандартных для исторических выставок кинохроник, писем и фотографий в «Новом Манеже» покажут живописную серию Натальи Гончаровой «Мистические образы войны», отсылающую к Ветхому Завету, «Архангела Михаила» Виктора Васнецова, «На линии огня» Кузьмы Петрова-Водкина, а также полотна западноевропейских художников — «Восход» Пола Нэша и «Санитарный поезд» Джино Северини. Выставка в «Новом Манеже» оказывается не только самой богатой на экспонаты, но и самой интерактивной: смотреть фотографии и читать переписку Николая II с европейскими монархами зрители будут под аккомпанемент подлинных звуков той войны, записанных на полях сражений.

Внешне скромным, но важным дополнением к этим выставкам-блокбастерам предстают небольшие экспозиции, посвященные военной жизни отдельных городов. Такие открылись и в Музее Москвы, и в десятках краеведческих музеев по всей России. Эти маленькие выставки, возможно, не представляют мировых художественных шедевров, зато таят в себе огромный гуманистический заряд. Здесь не столько герои, павшие за Отечество, сколько солдаты, потратившие на войну лучшие годы своей жизни, их жены, бросавшие домашний очаг ради работы в госпиталях, их дети, росшие в одиночестве и страхе, потерявшие в этой войне отцов и братьев, пусть и героев... В письмах с фронта, в маленьких халатиках медсестер, в их медальонах, хранящих фотографии погибших мужей, чувствуется мощный антивоенный пафос. Именно он делает эти выставки не просто напоминанием, но актуальным высказыванием: необходимо сделать все, чтобы война не повторилась. Ведь лучше разглядывать ее последствия на фотографиях столетней давности, чем в выпусках вечерних новостей.