Кинофорум «Восток & Запад: классика и авангард» не блеснул обещанными звездами

В Оренбурге завершился II Международный кинофестиваль

Фестиваль проходит под патронажем комитета по культуре Государственной думы и Министерства культуры России.

Побывав за неделю до Оренбурга на «Золотом Листопаде» в Минске, корреспондент «Труда» неприятно удивилась разнице между этими двумя форумами.

Все десять конкурсных картин были показаны и оценены. Единственная из них, которую посмотрел Григорий Ивлиев, куратор из Думы, по странному стечению обстоятельств заняла Гран-при — «Томми в аду» норвежского режиссера Ове Раймонда Гилденаса.

С самого начала фестиваль напомнил детективный роман Агаты Кристи «Десять негритят», экранизированный в свое время Станиславом Говорухиным и вошедший в Книгу рекордов Гиннесса как единственная дословная постановка Кристи от, а до я. Первым игроком, вышедшим из игры до её начала, стала режиссер и продюсер из Кореи Ким Чжейон, которую не выпустили в Россию из аэропорта в Сеуле из-за высокой температуры и подозрения на грипп. В результате судить конкурс остались четверо, главный — эстонский режиссер Арво Ихо. И ещё одна блондинка — Виктория Толстоганова. Вторым «негритенком» по аналогии со считалкой из романа Кристи стал выдающийся режиссер и председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, который, хоть и прибыл на открытие фестиваля и даже рассказал байку о нелепом названии санатория «Авангард» (в тему названия фестиваля), в этот же вечер удалился вместе со своим доктором.

Хотя Никита Сергеевич должен был остаться ещё на день, чтобы поучаствовать в работе форума продюсеров и презентовать свой новый фильм «Утомленные солнцем-2». Но здоровье, по словам президента кинофестиваля «Восток & Запад» Татьяны Воронецкой, зарубило на корню активную деятельность Михалкова в Оренбурге. В этот же вечер вместе с Михалковым покинул дорогой его сердцу край (здесь проходили съемки фильма «Русский бунт») режиссер Александр Прошкин. Правда, Прошкин успел получить награду фестиваля «За вклад в кинематограф», но и только. Дальше путь Прошкина лежал на Запад — во Францию. Но поскольку режиссер ничего Оренбургу, как и гостям фестиваля, должен не был, то его в считалку не берем.

Организаторы фестиваля дважды обещали режиссера Алексея Учителя и презентацию его последнего фильма «Густав» с Владимиром Машковым в главной роли. Якобы Алексей Ефимович тоже не отказывался прибыть в Оренбург, но не прибыл. Такая же неразбериха возникла с режиссером Тимуром Бекмамбетовым, намеревавшимся из Голливуда прилететь в Оренбург для общения со зрителями и представления своих новых проектов, но в последнюю минуту и у него что-то не заладилось.

Из-за плохих переговоров или пустых обещаний ни зрители, ни журналисты из трех объявленных презентаций фильмов самых успешных на сегодняшний день режиссеров не дождались ни одного. А на нежелание журналистов ведущих СМИ терпеть обман президент фестиваля режиссер Воронецкая ответила с обидой: «А вы думаете, что просто было добиться приезда, пусть даже на один вечер, Никиты Михалкова?» Но до Оренбурга журналисты видели и слышали Михалкова как минимум на трех выездных фестивалях — в Липецке, Казани и Риге. И даже видели отрывки из его нового фильма «Утомленные солнцем-2».

Кстати, пятой персоной, не добравшейся до Оренбурга, хотя опять же дважды обещанной, стала дочь режиссера Михалкова Анна. Правда, приехал и даже сказал пару слов перед фильмом-открытием фестиваля «Фонограмма страсти» один из любимых актеров Михалкова и всего народа Сергей Гармаш. А принимали оренбургские власти столичных гостей с русским размахом: каждый вечер — гуляния в ресторанах «Национальной деревни». Только местный народ живет бедно, с жуткими дорогами, и это видно невооруженным глазом.

Из десяти конкурсных фильмов приехали в Оренбург только два режиссера — из Сербии (картина «Ничей сын») и Армении («Сплетенные параллели»). Фильм-победитель в двух номинациях «За лучшую режиссуру» и «Лучший игровой фильм» «Томми в аду» и в начале фестиваля, и в его конце был без никого. Зато его представлял и расхваливал, а потом получал награды программный директор фестиваля Сергей Лаврентьев. При этом уважаемый эксперт в области кино сказал, что нашел эту картину (2007 года выпуска), как Ахматова писала стихи «из сора».

Хотя если бы Лаврентьев не вывез из Норвегии этот сугубо скандинавский «сор», то Оренбург ничего от этого не потерял бы, что бы при этом не говорил высоколобый программный директор. Это в Скандинавии легко принимают и обсуждают вопросы сексуальной любви в среде старшеклассников и с пониманием относятся к тому, что юная девушка после одного полового акта (в отчаянии) стала убежденной лесбиянкой, но русской провинции, к счастью, до этого пока очень далеко. А юноша так быстро отказывается от своей первой любви Марии и заводит роман с азиаткой, что тоже русским не в пример. Сложно спорить с утверждением организаторов фестиваля о том, что зрители Оренбурга смогли увидеть две последние картины Сергея Соловьева «2-Асса-2» и «Анна Каренина» и самого режиссера, но для этого вряд ли была необходимость проводить фестиваль (картины не были заявлены в конкурсе), достаточно было обратиться местным властям к Сергею Соловьеву, и он бы сам привез в Оренбург свои творения.

Впрочем, в ответ на все несостоявшиеся события в рамках фестиваля «Восток & Запад» киновед Кирилл Разлогов философски резюмировал: «Ощущение недопоказанности даже лучше, чем все увидеть». Правда, не уточнил для кого оно лучше. Возможно, организаторы фестиваля вели свою игру, но только она не получилась такой международной и с таким большим размахом, как «Восток & Запад: классика и авангард»: как по географии, так и по жанрам. Только зачем начинать с обмана или, мягко говоря, «недопоказанности»?

На Международный кинофестиваль в Минске «Золотой Листопад», который прошел накануне «Востока & Запада», прибыли все заявленные режиссеры и актеры (Татьяна Доронина, Кира Муратова, Богдан Ступка, Кшиштоф Занусси, Василий Лановой, Александр Домогаров, Леонид Ярмольник), потому что не могли подвести уважаемого президента фестиваля Ростислава Янковского. Многие приехали не ради гонорара, а из уважения к этому человеку, его честности и мужеству. Государственной поддержки фестиваль почти лишился, но у него есть лидер и есть зритель, которого ни разу за 16 лет не обманывали. Обманка не нужна ни Востоку, ни Западу, ни классике, ни авангарду…