Клоун с глазами философа

 Георгий Параджанов снял фильм о великом клоуне Леониде Енгибарове

Режиссер Георгий Параджанов, знакомый зрителям по фильму «Все ушли», который завоевал 16 премий на отечественных и международных кинофестивалях, завершил съемки своей новой картины. Она будет называться «С осенью в сердце». Фильм основан на литературных новеллах великого клоуна Леонида Енгибарова, прожившего короткую (всего 37 лет), но такую насыщенную и яркую жизнь. Обозреватель «Труда» поговорил с режиссером после возвращения киногруппы из экспедиции.


Георгий, вы только что вернулись из Риги. Почему для съемок был выбран этот город, ведь Леонид Енгибаров, как известно, родился в Москве и прожил жизнь в Марьиной Роще, где «люди проще», вдобавок в старом деревянном доме…

– Действие нашей ленты происходит в 70-х годах прошлого века, на которые приходится расцвет его удивительного таланта. Но мы снимаем не биографическую, а поэтическую ленту. И мне нужна была натура, которая соответствовала бы внутреннему состоянию нашего героя. А Леонид Георгиевич, притом что он справедливо считался величайшим «белым клоуном» ХХ века, был человеком одиноким, тонким, ранимым. И мне надо было как-то совместить личность, внутренний мир героя с окружающей его средой.

В современной Москве это сделать сложно: кругом рекламные вывески, офисы, банки. И мы с продюсером решили снимать в Риге. Я поехал туда, выбрал необходимые для фильма объекты, в том числе возникший в XVII веке район Маскачка, где сохранились старые деревянные дома. В Риге и ее окрестностях много воды, скверов и парков, там необыкновенно красивая осень, а Енгибаров, как известно, очень любил осень. Можете мне не верить, но в Риге даже листья падают на землю иначе, и они другого цвета, чем в современной Москве…

– Но старые дома, фактуру прошлого века можно было найти в любом российском провинциальном городе. Да и дешевле бы обошлось…

– Во-первых, не дешевле. Во-вторых, ветхие или новомодные красоты русской провинции, никому не в обиду будь то сказано, – это не для нашего фильма. Леонид Енгибаров, притом что он действительно прожил жизнь в деревянном доме, никогда не был и не чувствовал себя провинциалом. Как, кстати, и мой дядя, великий режиссер Сергей Параджанов, который жил в Тбилиси тоже в деревянном доме. У нас не было горячей воды, в сортир, извините, надо было идти на улицу, еду мы готовили на керогазе, но в этом доме бывали Владимир Высоцкий, Марина Влади, Аллен Гинзберг, Майя Плисецкая, Марчелло Мастроянни, Франсуаза Саган, тот же Леонид Енгибаров…

– Клоун и режиссер дружили?

– Да, у Леонида Георгиевича и Сергея Иосифовича были очень теплые отношения, они ценили талант друг друга. Параджанов снял клоуна в фильме «Тени забытых предков» в роли юродивого. Работой Енгибарова на манеже восхищались Михаил Ульянов, Юрий Никулин, Ролан Быков, Марсель Марсо считал его великим мимом. Так что Леонид Георгиевич, разумеется, не был провинциальной знаменитостью, его знали в Европе и мире. Не случайно он получил первую премию на международном фестивале клоунов в Праге – к слову, и жена у него была чешская журналистка Ярмила Галамкова. Поэтому место действия в нашем фильме носит не узко географический, а условный, обобщенный характер. И здесь сам дух европейской Риги оказался как нельзя более кстати.

– Пора уже спросить, как возник замысел фильма.

– О, это отдельная история. Как-то я был приглашен нашей общей знакомой в гости к выдающейся певице Елене Камбуровой. Она, посмотрев мою картину «Все ушли», предложила поставить у нее в театре спектакль про Енгибарова, благо у нее на руках есть уникальная запись живого голоса великого клоуна. Это предложение было для меня большой честью. Я немедленно начал писать пьесу по мотивам рассказов Леонида Георгиевича. И как-то незаметно пьеса переросла в сценарий. Я подумал, что было бы грешно не сделать на этом материале фильм.

– А что со спектаклем?

– Спектакль будет обязательно. Мой друг Рустам Хамдамов активно поддержал эту идею и пообещал сделать эскизы костюмов. А такими подарками судьбы не разбрасываются.

– Скажите, в чем отличие Енгибарова от других клоунов его эпохи?

– Отвечу очень коротко. Я ничуть не умаляю достоинств великих клоунов – Олега Попова, Юрия Никулина, Михаила Румянцева, но Енгибаров не был клоуном в традиционном смысле слова. Он не совершал нелепые скачки по манежу с приделанным красным носом. Енгибаров был прежде всего философом. Все его репризы, номера – это законченные философские миниатюры. Как, впрочем, и его новеллы, в которых он выражал какую-то иную, нежели на манеже в цирке, сторону своей творческой натуры. Я взял 13 новелл Енгибарова, переосмыслил их в соответствии с законами кино и попытался перенести на экран.

– Вопрос, возможно, наивный, но скажите: а можно ли сыграть гения?

– А я упростил задачу актеру Нодару Джанелидзе (зрители его знают по сериалу «Пятая стража». – «Труд»). Играть гения – это самоубийственный акт. Скажите, как можно сыграть Тарковского, Довженко, Эйзенштейна?

– Ну в Голливуде же играют Чаплина, Хичкока…

– Это их личные трудности. Я же запретил Нодару играть гения – он играет некий собирательный образ человека, который смотрит на мир глазами клоуна и видит себя как бы со стороны. Фамилия Енгибарова, кстати, ни разу не прозвучит на экране, хотя героя зовут Леня. В фильме будут использованы хроникальные кадры, которых сохранилось немало, и я надеюсь, что между реальным Енгибаровым и нашим вымечтанным героем будет некий зазор, который позволит зрителям домысливать представленный на экране мир.

– Цирка в фильме будет много?

– Всего два эпизода. Цирк, если угодно, будет в образном мире фильма. Новеллы Леонида Енгибарова – они не реалистического, они скорее сюрреалистического толка. Отсюда произрастает и стилистика нашего фильма, который предназначен для подготовленного, фестивального зрителя.

– И последний вопрос. Вы сказали, что нельзя сыграть гения, а на Украине недавно поставили фильм под названием «Параджанов», где вашего великого дядю играет французский актер…

– Я не видел этот фильм и смотреть его не буду. Хотя бы потому, что я прожил 30 лет рядом с Сергеем Иосифовичем, а создатели фильма даже не обратились ко мне за советом. Считаю, что вот так буквально снять фильм о Параджанове – это надо быть очень самонадеянными людьми. Не случайно у Романа Балаяна, которому предлагали снять этот фильм в качестве режиссера, хватило мудрости ответить: «Я слишком хорошо знал Параджанова, чтобы снимать о нем кино». Я могу подписаться под этими словами.

– Может, вы ревнуете, что не вас попросили сделать этот фильм?

– У меня есть документальный фильм о Параджанове «Я умер в детстве», который закрывал Каннский кинофестиваль. С меня этого довольно.