ПРЕДСТАВЛЯЕМ СОБЕСЕДНИКА
Герой России, опытнейший космонавт и классный инженер Юрий Усачев отсутствовал на Земле в общей сложности 386 суток. Дважды по полгода работал на "Мире". А в мае трудился на Международной космической станции (МКС), вернее, в первых двух ее блоках, куда он и американские астронавты прибыли на многоразовом "Атлантисе". Таким образом, в его послужном списке - уникальный опыт полетов на всех существующих сейчас пилотируемых кораблях и станциях: "Союзах", "Шаттле", "Мире" и МКС.
1 марта начнется его четвертая внеземная командировка. 43-летний Усачев, астронавты США -Джеймс Восс, ему 51 год, и 42-летняя Сьюзен Хелмс отправятся в кабине "Шаттла" на строящуюся Международную станцию, чтобы сменить первый экипаж. Вторая экспедиция продлится четыре с половиной месяца. Командиром утвержден российский космонавт. Четверть века назад он начинал свою трудовую биографию токарем в родном городе Донецке (Ростовская область) на хлопкопрядильной фабрике. Позже окончил "космический" факультет МАИ, был зачислен в НПО "Энергия". Готовиться к орбитальным полетам начал более десяти лет назад. Сослуживцы говорят, что он обладает стойким иммунитетом против "звездной болезни". Ненавидит помпезность, парадную суету, аффектацию. В нем подкупают искренность, открытость, эрудиция, увлеченность.
На днях Усачев прилетел из Хьюстона, чтобы встретить Новый год вместе с женой, дочерью, родителями и друзьями в подмосковном Королеве. В середине января вернется во Флориду. Оттуда, с космодрома на мысе Канаверал, они и будут стартовать.
- Юрий Владимирович, многие летчики, автогонщики, словом, люди рисковых профессий верят в приметы. А вы, если не секрет, - суеверны?
- Смотря что имеется в виду. Если, допустим, цифра 13 или перебегающая дорогу черная кошка, или вопрос типа "куда направляешься?" (после этого, мол, пути не будет), то в это я не верю. Но есть некоторые моменты, которые на полном серьезе, может, и не воспринимаешь, однако они являются как бы психологической поддержкой. Например, на космодроме Байконур за десятилетия полетов на орбиту сложился некий ритуал проводов. Он всегда соблюдается, и это правильно: психология...
- У шоферов давно, чуть ли не с 30-х годов, существует правило: перед дальней дорогой надо, так сказать, облегчиться, причем возле машины. Как говорят водители, "обмыть колесо, чтобы лучше ехалось". На Байконуре, насколько я знаю, тоже есть похожий ритуал, только называется он "под хвост ракеты, на удачу". Не умерла еще традиция?
- Нет, не умерла. Не мы установили этот ритуал, и не нам его отменять. И вообще, думаю, не стоит круто ломать традиции, пусть даже такие "несерьезные". Традиции, помимо всего прочего, - это связь времен и поколений.
- Берете ли вы с собой в полет, как это делают почти все космонавты, какой-нибудь талисман?
- Конечно. Когда я готовился к командировке на "Мир", то попросил дочку подарить мне какой-нибудь пустячок. Она отдала мне маленькую тряпичную собачку, умещающуюся на ладони. Полгода мы были вместе в космосе на российском орбитальном комплексе. Потом я с ней летал на "Шаттле". И в марте возьму ее с собой на МКС.
- Какие книги, фотографии будут в ваших личных вещах? Ограничен ли вес? При полете на корабле "Союз" можно брать, как мне говорили, не более двух килограммов личных вещей. А на "Шаттле"?
- "Шаттл" - это почти 100-тонная махина, поэтому ограничения здесь не столько по весу багажа, сколько по объему, чтобы не загромождать кабину. Каждый член экипажа может наполнить весьма объемную сумку, по размерам напоминающую большой чемодан. У меня, например, будет много фотографий, может быть, штук 35-40. Снимки родителей, жены, дочери и те, на которых изображены все вместе. Во время длительного полета на "Мире" я еженедельно менял фотографии, прикрепленные к стенке станции. Каждый раз как будто новая встреча с близкими. Этот опыт собственной психологической поддержки пригодится и на МКС. А из личных книг возьму "Тайны космоса" Рериха, Библию, труды Циолковского... Еще - музыкальные компакт-диски, несколько фильмов, например, комедию Гайдая. Большая кинотека будет у Сьюзен, она - фанат кино. Я ей даже отдал часть незанятого объема моей багажной сумки. Впрочем, в космической командировке не так уж много свободного времени, основное там - работа.
- Книги Циолковского вы читали, думаю, не раз. Какой смысл брать их на борт Международной станции?
- На околоземной орбите и книги о космосе, и кинофильмы воспринимаются совсем по-другому. Необычайно обостренно, ярко, объемно. Как бы открываешь для себя новые пласты, более глубокий смысл. В одном из предыдущих полетов я смотрел фильм о драматических событиях на "Аполлоне-13". Переживал, понимал многое совсем иначе, чем когда смотрел эту же картину на Земле.
- Во время полета очень скучаете по дому, по семье?
- Когда много работы, об этом не думаешь. Но вечерами и в свободные часы отдыха, особенно после третьего, четвертого месяцев полета, все чаще вспоминаешь домашних, друзей, прогулки по лесу, поездки на машине. Но надо уметь переключаться на очередные дела, не расслабляться...
- В модуле "Звезда" - центральном, базовом жилом блоке российского сегмента станции - всего две маленькие каютки в виде узких пеналов. Тем не менее это все-таки индивидуальные помещения. А вас на МКС будет трое. Как будете размещаться? Кто, например, займет каюты?
- Здесь нужно исходить из программы полета, задач каждого члена экипажа. Кому-то необходимо быть в центральном модуле "Звезда", кому-то - в американском лабораторном модуле, который скоро будет доставлен "Шаттлом" на орбиту и пристыкован к МКС. Поэтому предлагается такое решение: мы с Джимом (Воссом. -В. Г.) будем ночевать в "Звезде", в этих самых "персональных" каютах (если там не будет очень шумно от непрерывно работающих на станции вентиляторов), а Сьюзен - в американском лабораторном модуле. Похожим образом размещались мы и на "Мире", когда там вместе с нами работала астронавт США Шеннон Люсид.
- Согласна ли с такой схемой Сьюзен Хелмс?
- Сначала она выразила опасение, не окажется ли "на отшибе", в своеобразной изоляции. Но ведь речь идет только о часах отдыха, все остальное время будем вместе. Так что опасения ее развеялись. Впрочем, если в "Звезде" будет очень шумно, мы найдем другой, более оптимальный вариант.
- Вы назначены командиром экспедиции и в вашем подчинении будут два астронавта США. На американских кораблях и станциях приказы командира не обсуждаются и выполняются беспрекословно. Скажет, например, слушать музыку - все должны слушать музыку. Вы готовы к такому "авторитарному" управлению?
- В американских экипажах действительно дисциплина строгая, и у командира - непререкаемый авторитет. При кратковременных полетах это нормально, но при длительных, многомесячных экспедициях, на мой взгляд, более эффективной является атмосфера совместного творчества. Поэтому я постараюсь по возможности уйти от чрезвычайно суровых военно-морских порядков, жесткой командной системы. На станции должна работать команда единомышленников, сплоченный, трудолюбивый коллектив.
- Что можно сказать о психологической совместимости членов экипажа?
- Я бы дал здесь высшую оценку. Мы все трое по-настоящему подружились. Бывали друг у друга дома, порой вместе отмечали праздники, например, День благодарения. Джим и Сьюзен приезжали и ко мне в подмосковный Королев. По профессиональным, деловым качествам, культурному уровню, наконец, чисто человеческим свойствам мы подошли друг другу. Позади два с половиной года совместных тренировок, и никаких серьезных проблем не возникало.
- На каком языке общаетесь?
- В России между собой говорили на английском, в США -на русском. Но на станции официальным считается английский. Хотя с подмосковным ЦУПом я буду разговаривать по-русски.
- Вы немало времени провели в США. Какое впечатление на вас произвели американцы?
- Это простые, прагматичные люди. Если американец что-то говорит, то совершенно искренне, без подтекста. Любят и ценят юмор, шутку. К работе относятся очень ответственно. Конечно, есть немало отличий между нашими странами, но гораздо больше того, что нас объединяет.
- Нескромный вопрос - о деньгах. Зарплата американских астронавтов - более 10 тысяч долларов в месяц, а у наших в пересчете не получится и 300 долларов. Как вы к этому относитесь?
- Уровень жизни, экономический потенциал, структура семейных расходов в США и России различны, и поэтому прямое сравнение зарплаты некорректно. Но главное - я не знаю никого из россиян, кто летал бы сегодня в космос ради денег. Когда-то космонавтов окружали мировая слава, почет, им гарантировались материальные блага. Сегодня полеты на орбиту - это работа, интересная, опасная, но все же не "триумфальная". И летят в космос те, кому это очень интересно. Хотя деньги тоже нужны (у каждого есть семья), но все-таки, на мой взгляд, это - не главное.
- Будут ли провожать вас на американском космодроме жена и дочь?
- Скорее всего, нет. Я думаю, в этом нет необходимости. Ведь дочери тогда пришлось бы прервать учебу в школе, жене - отпрашиваться с работы. Зачем все это? В командировку надо отправляться спокойно, без помпы. Ну вот летом, когда вернемся, тогда, может быть, они приедут в Америку - на посадку "Шаттла".
- Не будет ли ревновать вас жена к незамужней Сьюзен Хелмс, которой 4,5 месяца предстоит работать на станции?
- Нет, конечно. Откровенно говоря, мы с Джимом относимся к Сьюзен как к третьему члену экипажа без всяких поблажек на "слабый пол". У нее - свои служебные обязанности, в том числе и медицинского офицера. Она - подполковник ВВС США, отличный специалист. Между прочим, совершила четыре космических полета (в общей сложности 43 суток). У нас с ней дружеские, товарищеские отношения, как и с Джимом, и надеюсь, программу полета мы выполним успешно.
- Чем в основном вы будете заниматься на станции?
- Монтажно-строительными работами. Запланированы 4 выхода в открытый космос. Очередной "Шаттл" доставит на МКС канадский манипулятор, который надо будет смонтировать на внешней поверхности станции. Потом с Земли прибудут шлюзовая камера, стыковочный отсек... Словом, скучать нам не придется.