КОЛЛЕГА, ДАЙ НА СЧАСТЬЕ ЛАПУ МНЕ

Виктор Зуйков - в мире кино человек известный. Если по сценарию в фильме должны быть задействованы животные, авторы проекта первым делом обращаются к нему. Вот уже почти десять лет он возглавляет организацию с прозрачным названием "Мосфильм-КИНОлогия", крестным отцом которой стал режиссер и глава "Мосфильма" Карен Шахназаров. "Звериная" карьера Зуйкова начиналась с подготовки легавых собак в военно-охотничьем обществе. Его тогда в шутку называли "замминистра обороны по собачьим делам".

Сегодня у Зуйкова другая специальность - режиссер по работе с животными в кино. Его четвероногие подшефные снялись во множестве кинофильмов ("День полнолуния", "Олигарх", "Богиня", "Сибирский цирюльник"), в телесериалах ("Таксистка", "Диверсант", "Бригада", "Граница. Таежный роман", "Участок", "Возвращение Мухтара"), в рекламных роликах, телепрограммах, сыграли и играют роли в спектаклях.
Корреспондент "Труда" встретилась с дрессировщиком четвероногих актеров непосредственно на площадке. Элитного немецкого дога по кличке Тензер гримировали под собаку Баскервилей. Пес терпеливо переносил все манипуляции над собой, даже тогда, когда его мазали фосфоресцирующим кремом. А Виктор Зуйков тем временем рассказывал о студии и своих питомцах.
- Все началось в 1994 году, когда мне предложили принять участие в работе над сериалом "Графиня де Монсоро", в сценарии которого было выписано много сцен с участием собак, лошадей, соколов, кабана. До этого я не имел опыта работы в кино, все было ново и интересно. Почти сразу же появилось предложение и от сериала "Королева Марго". В процессе работы выяснилось, что в России нет организации, занимающейся подготовкой животных для кино. А ведь на съемочной площадке своя специфика, на арене цирка - своя, поэтому использовать в кино цирковых животных не всегда возможно - вне манежа они теряются. Так и возникла идея создания студии для подготовки животных для кино.
- Где вы подбираете собаку нужной породы?
- За десять лет существования нашей студии мы наладили связи со многими собачьими питомниками. Кстати, на роль у животных так же, как и у людей, бывают кастинги.
- И какие требования предъявляются к актерам?
- Основное требование - безопасность сосуществования с людьми на площадке. Чтобы, к примеру, собака не была агрессивной. Когда снимался сериал "Тайны дворцовых переворотов" Дружининой, там кто-то кого-то тяпнул. И хотя я на тех съемках не работал, уже на второй день весть о происшествии разнеслась по "Мосфильму" и меня начали спрашивать: "Твоя собака укусила?" Таких вещей в принципе не должно происходить. Кроме того, животное должно быть контактным, ведь ему придется работать на съемочной площадке в обществе множества людей.
- Вы говорили о кастинге, значит, все-таки должны быть какие-то черты у будущего актера, отличающего его от других?
- Безусловно. Не все животные могут стать актерами. Даже те, у кого есть способности, бывают порой непросты в общении. Главное - найти контакт, про-являя доброту и ласку. Сила в нашем деле бесполезна. Так, для съемок в "Сибирском цирюльнике" требовалась толстая, вальяжная такса - партнерша польского актера Даниэля Ольбрыхского. На роль претендовали 34 вислоухие "актрисы". Решающим фактом в пользу Дуси стало признание ее хозяйки: "Вы знаете, Дуся влюбляется в мужчин. Летом она влюбилась в геолога и два месяца страдала". А все потому, что в доме, где жила собака, были одни женщины. Для того чтобы наладить контакт, Дусю оставили в гостинице с Ольбрыхским. Каждые полчаса он звонил мне и сообщал, как дела: "Мы в ресторане, едим колбасу", "Мы гуляем по отелю". Утром Ольбрыхский сообщил: "Собака замечательная, контакт полный".
Когда Михалков увидел Ольбрыхского в роли Копновского в бобровой шляпе и пальто с каракулевым воротником, он распорядился сшить подобный наряд и Дусе. И вот таксе сшили пальто с воротником, шляпку и два комплекта по четыре башмака, халат, фрак и кимоно. Дуся оказалась некапризной: давала надевать на себя любую одежду. А еще она проявила на съемках музыкальные способности. Михалков заметил, что во время монолога одного из героев собака тихонечко подвывает. Режиссер спросил, нельзя ли сделать так, чтобы Дуся в этом месте выла погромче. Решили попробовать. Герой произносит свой монолог, такса начинает сочувственно подвывать. По сигналу актер умолкает, а Дуся еще целую минуту гордо солирует.
- Выходит, даже если собака и подходит для роли, но вдруг один из героев не находит с ней контакт, то ищут новую?
- Конечно. Бывали подобные случаи. Как правило, собака слушается того, кто умеет ею управлять. Она сразу же чувствует это. Важно подобрать к ней ключик. С собаками охотничьих пород, например, я сразу начинаю подолгу гулять, им это нравится. У кого-то есть любимая игрушка или лакомство. Кстати, последнее - основной стимул работы на площадке. "Сосисочный закон" - это непременное условие. Животное работает в основном за материальное поощрение, ему до хвоста - будет его имя вписано в титры или нет. После окончания съемочного дня оно обязательно получает у нас что-нибудь вкусное и в следующий раз идет работать с удовольствием.
- В сериале "Участок" партнером Сергея Безрукова был бладхаунд. А как он попал в артисты?
- Нужна была собака, способная быть достойным компаньоном бескорыстного блюстителя порядка и в то же время - обладающая забавной внешностью. В отличие от главного героя, на роль его помощника был серьезный отборочный конкурс. Продюсеры фильма склонялись к породе бордоского дога, вероятно, находясь под впечатлением от фильма "Тернер и Хуч". Однако после того, как во время кастинга дог проглотил... мячик, он выпал из списка претендентов. В итоге бладхаунд Цезарь приглянулся по многим показателям - безукоризненно выполнял любые команды, обладал спокойным и доброжелательным нравом, а последним веским аргументом для создателей картины стало выразительное задумчиво-философское выражение его морды. Я, когда впервые его увидел, сразу понял - он. Меня сразило то, что Цезарь подошел к огромному зеркалу, увидел в нем себя, потом с задумчивым видом зашел за него. Проверил, что там. После этого, словно сказав "тьфу", потерял к нему интерес и ушел.
- А во время самих съемок возникали ли трудности?
- Никаких проблем не было. Ведь этот пес был уже дрессирован и выполнял любые команды. Я три дня с ним поработал, а потом передал Безрукову. Тот сразу же нашел с ним контакт. Впрочем, Цезарь не любил выть. А в одной сцене как раз нужно это было делать. Что мы только ни делали! В конечном итоге вся съемочная группа начала выть. Пес оглянулся удивленно вокруг, а затем и сам от души завыл протяжным басом. Кстати, для Цезаря специально написали 25 вариантов новых сцен.
- Известно, что в фильме "Комиссар Рекс" снимались четыре собаки, выдрессированные на разные команды.
- Подобная практика порой просто необходима. В телесериале "Возвращение Мухтара" в одной и той же роли снимались две восточно-европейские овчарки, два брата - Варгун и Дункан. Два "актера" нужны не только на случай усталости одного или травмы. У них разные навыки и характеры. Варгун, более зрелый и обученный пес, натренирован на схватку. Он любит бегать, выполнять трюки, эффектно смотрится в сценах погони или задержания. А Дункан - очень ласковый, общительный и в бытовых сценах, не требующих агрессии, был незаменим. Дункан четко знал, что можно, а что нельзя. Например, нельзя брать ничего со стола или забираться к хозяину в постель. А по замыслу режиссера в одной сцене нужно было стащить кусок пиццы со стола, в другой - улечься в кровать под бок Артему (по фильму - хозяин Мухтара). После многочисленных дублей и кропотливой работы Дункан все же согласился нарушить правила.
- А есть ли у зверей-актеров дублеры?
- У животных-актеров все так же, как и у людей-актеров: на них оформляют страхов-ки при выезде на съемки, их подменяют дублеры, даже озвучивают. У тех же Варгуна и Дункана был дублер, но он не понадобился. Кстати, когда снимали "Сибирского цирюльника", у всех актеров были дублеры. Стояла ужасно мокрая и холодная погода, иногда Олега Меньшикова, Джулию Ормонд и других, чтобы они не мерзли, заменяли дублеры. Такса Дуся была всеобщей любимицей, и с ней многие играли. Но бедная собака постоянно находилась на холоде. Мне стало ее жалко, и я сказал, что и ей нужен дублер. Вырезал кусок пенопласта, привязал его к веревочке, типа поводок, и написал "Дуся". И если не требовалось, чтобы Дуся была в кадре, дублер ходил с поводком и пенопластом. А когда было Прощеное воскресенье, Михалков попросил у всех прощения, потом повернулся к собаке и сказал: "Прости и ты меня, Дуся".
- Есть ли среди ваших актеров знаменитости?
- Несомненно. К примеру, мой пес сибирская хаски Метель сыграла в сериале "Граница. Таежный роман" волчи-цу, с которой боролся Алексей Гуськов. За-метные роли достались ей и в фильмах "Диверсант", "Тайга", "По ту сторону вол-ков", а также в программах "Большая стир-ка" и "Город женщин".
- А свойственна ли им "звездная болезнь"?
- Некоторые собаки чувствуют, где можно побузить и схалтурить, и с большой охотой пользуются этим.
- А сколько животные актеры получают?
- Гонорар зависит от уровня подготовленности и степени занятости в съемках. Некоторые ничего не получают, а другие до $500. К примеру, моя звезда Метель стоит $150 за съемочный день. Она опытная актриса, сыграла не в одном десятке фильмов. На нее можно положиться, никогда не убежит и не сорвет съемку, где нужно - порычит или помолчит.