НАРКОАГРЕССИЯ

Такие стрелы на картах обычно рисуют военные перед началом боевых действий. Но эту схему я увидел не в Генштабе, а у оперативников Федеральной службы по наркоконтролю.И выходило по той схеме, что эта своеобразная "война" давно полыхает. С территории Афганистана красные стрелы веером расходились в направлении практически всех крупных российских городов.

Так выглядит схема основных маршрутов транспортировки наркотиков в нашу страну. Самые жирные стрелы нацелены на Москву, Санкт-Петербург, промышленные центры Поволжья, Урала, Сибири. Уже не осталось такого региона, куда бы наркокурьеры не проторили свою смертельную тропу. И если раньше у сотрудников правоохранительных органов, которые занимались борьбой с торговцами отравой, в ходу были термины "наркоопасность", "наркоугроза", то сейчас в их лексиконе прочно обосновалось слово "наркотерроризм".
Есть трагедия-взрыв. А есть ползучая трагедия - например, ежегодная гибель от наркотиков в среднем 70 тысяч человек. Но, похоже, мы до конца еще не осознаем истинных масштабов бедствия, обрушившегося на страну. Это, без преувеличения, реальная угроза национальной безопасности государства. Наркоагрессия наносит непоправимый демографический урон, ведет к криминализации экономики и социальной среды.
Статистика беспристрастна. С середины 90-х количество наркозависимых людей увеличилось в стране почти в 10 раз. На учете сейчас состоит более 400 тысяч наркоманов. Но это только те, кто согласился считать себя больным. На самом же деле нуждающихся в срочном лечении свыше 3 миллионов. Из них две трети - молодые люди до 30 лет. А средний возраст впервые потянувшихся за шприцем снизился до 14 лет.
Не парадокс ли: и государство, и все мало-мальски значимые общественно-политические силы единым фронтом выступают против наркотиков, а спрос на них растет. Еще один тревожный звонок: в последние годы резко изменилась структура потребления зелья. "Легкие" наркотики все больше уступают в обороте наркотикам тяжелым и, значит, более дорогим. Сегодня уже 70 процентов всего употребляемого дурмана - это опийная группа. От "травки" люди иногда еще находят в себе силы отказаться, от героина - практически никогда.
Странно, но общество пока достаточно вяло реагирует на наркоугрозу. Существует весьма распространенное заблуждение, что наркоман - существо безобидное, раз хочет - пусть колется, это, мол, его личное дело, его "право". Но подсчитано, что один "подсевший на иглу" неизбежно тянет за собой в пропасть пятерых-десятерых. Эта цепная реакция захватывает и бедных, и богатых, она добралась уже до глухих деревень, проникла во все слои общества. И еще неизвестно, что, например, страшнее: штамм сибирской язвы или героиновая доза.
Недалеко от Смоленска, на реке Вопи, стоит старинный городок Ярцево. На его окраине в кирпичных особняках живет более сотни цыганских семей. Все вокруг знают, что построены эти хоромы на рубли наркоманов, что в любое время здесь желающим продадут "дурь". Но власти не в силах пресечь этот преступный бизнес. Как не в силах искоренить его, скажем, в Кимрах Тверской области, где из 50 тысяч населения 7 тысяч - люди наркозависимые. И в десятках, сотнях других больших и малых российских городов...
Не будем по привычке списывать все на бездеятельность правоохранительных органов. Они только в прошлом году выявили более 180 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Но, как не раз слышал от оперативников, пока эта война со стороны государства напоминает бой с тенью. Процессуальные требования таковы, что взять наркоторговца очень трудно. Не то что обыск, даже контрольную закупку можно проводить только при наличии двух понятых. И даже когда дело доходит до скамьи подсудимых, победу праздновать рано. Отечественная Фемида проявляет странную жалость к наркодилерам.
Любая война - дело дорогое. По оценкам экспертов, ежегодные доходы "черного" наркорынка в России колеблются от 8 до 18 миллиардов долларов. Федеральная целевая программа с длинным названием "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы" предусматривала в прошлом году выделение 485 миллионов рублей. Сравним: в США ежегодно в течение последних десяти лет тратится на борьбу с наркоманией во всех ее проявлениях 33 миллиарда долларов. За это время количество наркоманов там снизилось с 25 до 12 миллионов. В Европе если и есть рост, то незначительный. Выходит, основной наркоудар с юга примет на себя Россия.