Технопарк

Ученые используют медуз для исследований океанских глубин

Человек, как известно, царь природы, с этим спорить пока не будем. Но у него, к счастью, хватает ума учиться у этой самой природы и многое брать у нее на вооружение — несмотря на бурные технологические революции и открытия последнего времени. И вот вам несколько примеров.

Рыбы против фальшивомонетчиков

Сингапурские ученые придумали, как использовать для защиты банкнот от подделок: рыбью чешую. Это позволит сократить отходы рыбной промышленности, к тому же чешуя дешевле специальных чернил. Она содержит коллаген и гидроксиапатит. Их смесь при нагревании изменяет структуру и начинает светиться голубым под воздействием ультрафиолета — ну прямо как чернила на водяных знаках. Опыты показали: такие купюры подделать будет очень сложно.

P.S. Осталось выяснить, останется ли на них рыбный запах. А то придется отменять известное изречение про то, что деньги не пахнут:

Зачем батискафы, если есть медузы

Исследование океанских глубин с помощью батискафов — дело дорогое и опасное. А если приспособить к глубоководным экспедициям самих морских обитателей, например медуз? Выбор неслучаен: у медуз нет мозга, они не чувствуют боль. Внедряешь крошечные датчики, камеры — и вперед, за открытиями! Вот если бы медузы еще плавали быстрее: Но и эту задачу взялись решить специалисты из Калифорнийского технологического института. Они разработали что-то вроде импланта, помогающего снижать сопротивление воды. В результате медузы-киборги плавают в 4,5 раза быстрее своих обычных собратьев.

P.S. Напомним кстати, что 80-85% океанского дна еще не нанесено на карту. Исследования таких белых пятен, между прочим, расширят наши познания о климатических катаклизмах и помогут в поиске альтернативных источников энергии.

И от вредителей бывает польза

Всем известно, что без крема от загара нам, белолицым братьям, на море лучше не отправляться. Да и не каждое средство как следует защищает от солнечных ожогов. Косметологи в поисках новых рецептов обратили внимание на цикадок — распространенных вредителей сельскохозяйственных культур. Те, чтобы скрыться от хищников, вырабатывают специальное вещество, отлично рассеивающее ультрафиолетовые лучи. Ученые сумели получить такое же вещество, поглощающее до 94% света. А отсюда недалеко и до создания волшебного крема.

P.S. Дело за малым — получением «цикадного» снадобья. Идею разведения вредителей едва ли одобрят фермеры и прочие сельскохозяйственные производители. Придется, как говаривал Горбачев, искать консенсус.

Ну что с барана взять?

Не все игры с природой приветствуются, за некоторые можно и в тюрьму загреметь — как это грозит Артуру Шубарту, животноводу из американского штата Монтана. Он генетически модифицировал своих овец, используя эмбрионы животных, завезенные из Азии. Зачем? Говорит, хотел вырастить массивных гибридных животных. Для чего незаконно ввез в США из Киргизии генетический материал, полученный от архара, самого крупного дикого барана на земле. Результатом опытов стали 215 голов так называемого альтернативного скота. Все на зависть другим фермерам: вес каждого зашкаливает за 150 кило, а рога — за 1,5 метра. Но радовался «генный инженер» недолго: за нарушение закона его ждет суд.

P.S. Между прочим, фермеру грозит наказание в виде пяти лет лишения свободы и штрафа в 250 тысяч долларов.

Поднять паруса!

Pyxis Ocean, самое современное парусное судно, завершило полугодовые ходовые испытания, во время которых им были пересечены Индийский и Тихий океаны, Северная и Южная Атлантика. Тесты подтвердили состоятельность идеи: оснастить высокотехнологичными парусами из стекловолокна и стали огромные танкеры и контейнеровозы. Управление ими автоматизировано. На таких парусах давление с одной стороны больше, чем с другой, а потому тяга возрастает, а с нею увеличивается и экономия дизельного топлива — свыше 14%. По расчетам конструкторов, оснащение грузового судна тремя парусами обеспечит снижение выбросов в полтора раза.

P.S. Интересный факт: 15 самых больших в мире кораблей вместе вырабатывают столько же CO2, сколько все автомобили мира. Так может, именно паруса помогут сберечь остатки природы?