Мир, дружба, жвачка и Владимирский централ

Какие русские фильмы оказались самыми популярными на ММКФ

Несмотря на изоляцию, в которой мы оказались в последнее время, Московский кинофестиваль в очередной раз состоялся, и он по-прежнему международный.

Конечно, бойкот европейских стран не мог не наложить отпечаток на фестивальные программы – они составлены в этом году преимущественно из картин, снятых в Азии и Латинской Америке. Китай, Индия, Малайзия, Мексика, Чили, Аргентина – вот основные зарубежные участники нынешнего фестиваля. Не то чтобы это было плохое кино, но, многие азиатские фильмы имеют ярко выраженный национальный колорит и стиль, которые не всегда легко воспринимаются нашим зрителем. Латиноамериканские фильмы обычно сняты в реалистичной полудокументальной манере и события в них развиваются довольно медленно. Все это можно наблюдать и на примере конкурсных фильмов этого года.

Может быть, поэтому русское кино в этом году пользовались особенной популярностью.

В течение всей фестивальной недели на всех семи фильмах «Русских премьер» зал кинотеатра «Художественный» был полон. А фильмы эти в основном – о жизни и проблемах молодых людей и подростков. В том числе – получивший главную награду «Край надломленной луны». К сожалению, не все фильмы «Русских премьер» дотягивали до фестивального уровня. Слабым оказалось «Помилование» по рассказу Мустая Карима, несмотря на многообещающую литературную основу. Неубедительны в своих персонажах «Туман» – психологический триллер, с местом действия на северной метеостанции, и «Единица Монтевидео», где Алексей Серебряков в очередной раз демонстрирует в кадре умение мрачно молчать и пить водку, благо на этот раз ему досталась роль немого хирурга. Но и эти три картины, несмотря на свои несовершенства, во время каждого показа собирали полный зал.

Те, кто был на открытии фестиваля, смогли увидеть напряженный и драматичный фильм «Снегирь» Бориса Хлебникова по повести Георгия Владимова, где действие происходит на рыболовном судне в шторм. Фильм в июне выйдет в прокат.

Приличное количество зрителей собрал огромный главный зал кинотеатра «Октябрь» во время показа двух отечественных фильмов основного конкурса: «14+. Продолжение» Андрея Зайцева и «Первая любовь» Светланы Проскуриной, которые лично мне из всех одиннадцати фильмов конкурса показались самыми интересными. Возможно, вторая часть «14+» немного навязчиво продвигает тему службы в армии, хотя сам режиссер говорил, что сценарий написан «еще в 2018 году». Но помимо этого, в фильме много ярких героев и смешных сцен, не уступающих тем, что в первой части. «Первая любовь» – любовный триллер, где действие происходит в приходящем в упадок загородном доме отдыха. Сюжет его немного надуман, но интригует, и местами есть забавные житейские эпизоды из жизни отдыхающих.

С аншлагом прошли показы трилогии о наших самых известных тюрьмах – «Бутырский замок», «Кресты» и «Владимирский централ»: зрители сидели даже на ступеньках. Интерес к этим фильмам объяснения не требует – тема преступления и наказания, изнанка тюремной жизни не могут не вызвать любопытства.

Не меньший аншлаг вызвал документальный фильм про Михаила Горшенева, солиста группы «Король и шут», показанный в рамках программы «Свободная мысль». Горшенев скончался в 2013 году в возрасте 40 лет от передозы алкоголя и наркотиков. О музыканте в фильме делятся откровенными воспоминаниями его близкие и друзья.

Суперпопулярными оказались показы пилотных серий российских сериалов в программе «Первая серия», хотя большинство из них – далеко не артхаусные боевики о расследованиях и похищениях, иногда и с комедийными элементами: «Кошка», «Райцентр», «Спасти единственного сына», «Ухожу красиво». А все рекорды побила премьера третьего сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» в главном зале «Октября», перед показом которого в фойе яблоку негде было упасть. Остается лишь позавидовать создателям сериала и гадать, каким образом они собрали столько публики, в основном очень молодой.

Авторские российские фильмы последнего года зрители по традиции смогли увидеть в Доме кино. Среди них были такие серьезные работы как фильм «Плотник» Авдотьи Смирновой и «Доктор» Артема Темникова.

Европейское и американское кино были мало представлены на фестивале. Среди наиболее запомнившихся фильмов – британская картина «Банк Дейва», показывающая противостояние элиты банковской сферы и простых англичан, и швейцарская антиутопия «Безумная Хайди» – фантазия о том, как в тоталитарной Швейцарии будущего правит сырный магнат.

Таким оказался 45-й по счету Московский кинофестиваль – главное кинособытие года в нашей стране. Как и в какую сторону он будет эволюционировать дальше, покажет время.