Административная реформа в Узбекистане: меньше министерств – больше эффективности

Реформа направлена на повышение ответственности правительства страны и более тесное взаимодействие власти с населением республики 

Любые изменения в функционировании органов государственной власти – и в любой стране – процесс очень сложный, предельно ответственный, и требующий от руководства максимальной четкости и продуманности буквально каждого шага. Абсолютно уверен, что и осуществляемые административные реформы в Узбекистане по инициативе Президента страны Шавката Мирзиёева также не просто назрели по времени, но и дают возможность оценить курс на дальнейшее развитие республики, и его основные приоритеты как минимум на ближайшие несколько лет. 

Итак, каковы же основные цели и направления административной реформы в Узбекистане, стартовавшей в начале нынешнего года? Прежде всего – несколько важных цифр, которые помогут полнее оценить ключевые параметры предлагаемых изменений. Так, органы исполнительной власти, включая весь их руководящий состав, планируется сократить почти на треть. Число министерств и ведомств сокращается тем самым с 61 до 28, при этом общий штат госорганов будет уменьшен на 30 процентов.

Показателен и тот факт, что целых 20 государственных ведомств полностью упраздняются, а также постепенно будет внедряться «справедливая система оплаты труда» в госорганах.

Помимо этого, вместо восьми вице-премьеров и трех советников премьер-министра республики остается теперь лишь четыре поста вице-премьера. При этом вице-премьер не сможет более одновременно занимать пост министра или иную руководящую должность в системе власти (как это было принято при прежней системе). Также такой чиновник не будет более напрямую руководить деятельностью министерств и других государственных ведомств страны.

Согласно новым параметрам административной системы, министерство экономического развития и министерство финансов стало объединенным министерством экономики и финансов. В его структуру также вошли государственный налоговый комитет и государственный таможенный комитет, плюс комитет по управлению государственными резервами. А Госкомитет по статистике отныне называется Агентством статистики при президенте Республики Узбекистан.

Министерство инвестиций и внешней торговли стало министерством инвестиций, промышленности и торговли, министерство занятости и трудовых отношений преобразовано в министерство занятости и сокращения бедности, а министерство строительства страны стало министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Затронула реформа функционирование и сферу ответственности образовательных учреждений республики. Так, министерство высшего и среднего профессионального образования и министерство инновационного развития теперь объединены в министерство высшего образования, науки и инноваций. Единым стало и министерство дошкольного и школьного образования (оно отныне объединяет в себе два этих ведомства).

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций стало министерством цифровых технологий, причем в его состав передано Агентство космических исследований и технологий. А Государственный комитет оборонной промышленности был преобразован в агентство оборонной промышленности при министерстве обороны страны.

Интересно, что хотя министерство иностранных дел не претерпело никаких административных перетрясок, Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при правительстве Узбекистана перешел теперь в подчинение министерства культуры и туризма. А Госкомитет по делам семьи и женщин, а также агентство по работе махаллабай и развитию предпринимательства вошли по новой административной реформе в состав министерства занятости и сокращения бедности.

Госкомитет лесного хозяйства стал агентством лесного хозяйства при министерстве природных ресурсов, а Госкомитет ветеринарии и развития животноводства с Комитетом по развитию шелководства и шерстяной промышленности отныне вошли в состав министерства сельского хозяйства страны.

И, наконец, Агентство по делам молодёжи передано в подчинение министерства молодёжной политики и спорта, а Агентство кинематографии страны перешло в подчинение Министерства культуры и туризма страны. Также стоит отметить, что Агентство «Узархив» стало подчиняться министерству юстиции. Одновременно Агентство культурного наследия страны перешло под начало Фонда развития культуры и искусства при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Символично, что полностью ликвидируются Агентство по регулированию алкогольного и табачного рынка и развитию виноделия, Агентство по популяризации изучения иностранных языков, Агентство по международному сотрудничеству и развитию, Агентство по развитию страхового рынка, Агентство по развитию государственно-частного партнёрства и целый ряд других ведомств, которые во многом попросту дублировали деятельность отделов целого ряда министерств и других ведомств.

 

Замечу также, что ранее, к примеру, в Узбекистане существовали должности «заместитель Премьер-министра – министр энергетики», «заместитель Премьер-министра – министр инвестиций и внешней торговли», «заместитель Премьер-министра – министр экономического развития и сокращения бедности», «заместитель Премьер-министра – министр туризма и культурного наследия». Так вот, по новой административной реформе все эти должности упразднены.

Большие сокращения уже осуществляются и в кабинете министров Узбекистана. Из 269 ранее работавших там чиновников останется всего 120. При этом очень важно отметить, что все данные шаги направлены на создание эффективной системы управления, являющейся важным условием построения Нового Узбекистана.

Не будем забывать и о том, что существенно оптимизирована структура государственных органов (примерно на 15%) путем сокращения перечня несвойственных им задач и широкого внедрения в работу чиновников современных цифровых технологий. Также по новой реформе сокращены 40 должностей заместителей руководителей в 26 государственных органах и организациях республики.

Важно отметить, что в целях сокращения бюрократических барьеров и улучшения системы оказания государственных услуг населению за счет внедрения в деятельность власти современных принципов управления отменено около 30 видов лицензий и разрешительных документов. Также существенно упрощены свыше 70 различных государственных услуг, плюс отменена необходимость требования государственными организациями более 60 различных разрешительных документов.

Одновременно с этим в Узбекистане активно идет процесс внедрения системы «Электронное правительство», число пользователей которой уже превысило 4 миллиона человек. С ее помощью обеспечен доступ к более, чем 130 информационным ресурсам государственных органов Узбекистана. Также налажено оказание в онлайн-формате почти 350 видов услуг на Едином портале интерактивных государственных услуг.

Разумеется, подобная реформа административных органов страны не могла бы успешно реализоваться без личного участия Президента Шавката Мирзиёева. Глава государства в одном из своих выступлений признал, что «в настоящее время в государственном аппарате наблюдается много дублирования, штаты ведомств раздуты, высока централизованность управления. В результате сегодня на поиск решений сложных проблем в республике расходуется слишком много времени, сил и ресурсов».

Глава государства также особо отметил, что в ходе административной реформы будет внедрена система, где руководители министерств и ведомств, используя свой высокий конституционный статус, станут напрямую работать с Премьер-министром страны. В частности, проекты постановлений правительства и важные социально-экономические вопросы будут отныне решаться коллегиально, и при непосредственном участии министров республики.