ОБРАЗ ОГНЕННЫЙ И СМИРЕННЫЙ

В минувший четверг в городе Ливны Орловской области, где 130 лет назад родился будущий религиозный философ и богослов Сергей Николаевич Булгаков, в сквере, украшающем площадь его имени, был торжественно открыт памятный знак в честь славных деяний этого выдающегося сына России.Кратко напомним, что С.Н. Булгаков обоснование целостного христианского мировоззрения вслед за Вл. Соловьевым считал своей центральной задачей. Все социальные отношения и культура, по Булгакову, должны быть оценены и пересмотрены на религиозных началах. Специфику нации как "духовного организма" он видел не столько в этнографических и исторических условиях ее развития, сколько в присущем ей "религиозно-культурном мессианстве". Для Булгакова спасение России было возможно только на путях ее духовного возрождения.В связи с юбилеем С.Н. Булгакова известный исследователь его духовного наследия Н.А. Струве передал из Парижа специально для "Труда" корреспонденцию, посвященную нашему замечательному соотечественнику.

Сергей Николаевич - отец Сергий - Булгаков принадлежит к тем редким избранникам, кому было суждено, как Льву Толстому или Александру Солженицыну, прожить не одну, а несколько жизней, и исполнить каждую из них до конца: райское, хотя и омраченное утратами детство в сокровенном сердце России; бурная политическая молодость, блестящая карьера профессора и ученого - студенты после лекции носили его на руках, что случается не с каждым; по благословению святителя Тихона посвящение во священники в страшную годину России, после изгнания, вдали от родины; нечто, пожалуй, невиданное в истории мысли - расцвет творческих сил после 50-летнего возраста: за каких-нибудь десять лет он создал уникальную богословскую систему, затронувшую все области богопознания и богомыслия.
Ему выпало прожить не только несколько жизней, но пережить и несколько смертей: кончину малолетнего сына, умирание миру в принятии священства, в эмиграции две смертельные болезни и как бы в вознаграждение за духовное горение в прохождении через сени смертныя, перед конечным исходом, - чудо преображения, осияния неземным светом, о чем писали четыре присутствовавших при этом свидетеля.
Когда озираешься на пройденный о. Сергием Булгаковым путь, когда вникаешь в его огненные слова, удивляешься, как теплохладно отнеслась к нему его страна, в частности, его Церковь, слава Богу, не вся, но все же немалая ее часть. Однако 130-летний юбилей, хоть дата и не столь круглая, проходит ярко и разнообразно. В апреле состоялась на высоком уровне международная конференция по Булгакову в "Библиотеке-фонде русского зарубежья", прошла недавно и конференция в МГУ. На его родине, в Ливнах, открывается ему памятник. В Орле и Москве готовятся издания и переиздания книг о. Сергия. Большой раздел посвящен Булгакову в 182-м номере "Вестника русского христианского движения".
Но тем больнее ощущаются молчание, равнодушие, а то и осуждение ряда церковных инстанций, священников, духовных школ, вечно чего-то боящихся, вечно чего-то остерегающихся. А ведь именно сегодня больше, чем когда-либо, образ и слово Булгакова нужны России, и прежде всего ее Церкви, в какой-то своей части подпавшей под искушение самоизоляции, авторитаризма, национализма, поворачивающейся спиной к свободе и культуре. Слово о. Сергия выводит Церковь из всех этих ограничений, освобождает от всех редукций, возвещает спасение в универсальной перспективе, единственно достойной великого Божьего замысла о человеке, ради которого само Божество пострадало на кресте.
Образ же о. Сергия, такой огненный, такой мощный и вместе с тем такой подлинно смиренный, как и образ многих предшествовавших ему святых, охраняет Россию и позволяет верить в осуществимость евангельских обетований. Россия может и должна гордиться, что родила одного из самых великих религиозных гениев современности. И мы верим, что, несмотря на тех, кто по скудоумию противится возвращению Булгакова на родину, образ его и слово неминуемо по своей внутренней силе пробьют себе дорогу и будут содействовать обновлению и укреплению Православия и России.