Главная Экономика 00:15 30 Июля 2021 7482
«Зеленая» повестка: мифы и реальность

Проблема глобального потепления стала предметом политического торга и манипулирования общественным сознанием

Антон Захаров
Термин «декарбонизация» все больше набирает популярность не только у экологов, но и у чиновников. Фото: Soeren Stache/ZB, globallookpress.com

Тренд на декарбонизацию в последние годы все больше набирает популярность. Термин на вооружение уже взяли не только экологи, но и чиновники, которые пытаются не отставать от трендов современности. Особенно важной тема стала в западном сообществе, где отказ от сжигания ископаемого топлива и углеводородов ради сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу обрел вид конкретных документов и является основой стратегии их развития.

Однако так ли благородны стремления западного сообщества? Под прикрытием заботы об экологии начинаются манипулирование сознанием общественности, лобби различных групп влияния и монетизация темы, уверен доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Недостижимые цели

По словам Делягина, проблема глобального потепления существует даже вне зависимости от признания или непризнания ее антропогенной природы. Но гораздо большая проб-лема, что во всех публичных проявлениях, ее касающихся, она крайне вульгаризирована, политизирована и монетизирована. Прежде всего это касается так называемого климатического перехода, провозглашенного ЕС и активно поддержанного новой администрацией США.

Еще в 2015 году большинство стран мира, включая Россию, подписали Парижское соглашение об изменении климата, регулирующее меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере с 2020 года. Целью соглашения является удержание роста глобальной средней температуры «намного ниже» 2°C и ограничение роста температуры выше 1,5°C до 2050 года. Предполагается, что подобного эффекта можно достичь, сократив выбросы парниковых газов и выделив средства развивающимся государствам на адаптацию к изменению климата.

При этом в середине июля Еврокомиссия утвердила пакет предложений для достижения новой цели — сокращения выбросов в странах Евросоюза на 55% к 2030 году от уровня 1990 года и достижения климатической нейтральности к середине века. Также к 2035 году ЕК предлагает фактически отказаться от автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями на территории Евросоюза и пускать на рынок исключительно новые транспортные средства с нулевым уровнем вредных выбросов. Параллельно Еврокомиссия предлагает развивать инфраструктуру для электромобилей, в частности сеть зарядных станций.

Заявленные «климатические цели» недостижимы, считает Михаил Делягин. «Ни по срокам (алармизм еврорегуляторов прямо напоминает советские обещания построить коммунизм к 1980 году), ни по технологическим ограничениям, которые на сегодняшний день являются непреодолимыми, ни по финансовым ограничениям», — добавил он.

Стоит напомнить, что, по оценкам американского банка Morgan Stanley, «миру необходимо потратить 50 трлн долларов на пять областей технологий к 2050 году, чтобы сократить выбросы и достичь цели Парижского соглашения». «Чтобы свести выбросы углекислого газа к нулю, миру придется сократить эквивалент 53,5 млрд тонн углекислого газа в год», — говорится в отчете Morgan Stanley.

Очевидно, что столь масштабные затраты сложно выдержать даже вполне крепким и благополучным экономикам — они становятся непосильным бременем для простых налогоплательщиков. «Понятно, что такое субсидирование может быть обеспечено только еще более масштабной эмиссией», — заявил Делягин.

В июне глава «Роснефти» Игорь Сечин обратил внимание на важность того, чтобы продолжающееся стимулирование «зеленой» энергетики не подменяло ее реальную экономическую эффективность. Так, субсидии ветровой и солнечной генерации в ЕС за 10 лет выросли в 5 раз, практически до 50 млрд евро в год, при этом сами объемы генерации за этот же период увеличились только в 3,6 раза. К тому же, несмотря на существенные инвестиции, возобновляемая энергетика так и не превратилась в значимый резерв мирового экономического развития.

Слишком быстрый энергетический переход, к которому призывают экологи и политики, во-первых, требует внедрения возобнов-ляемых источников энергии нереалистично высокими темпами, а во-вторых, сталкивается с проблемой обеспечения надежности и стабильности генерации, считает Игорь Сечин. Примером является Техас, который в феврале остался без энергии из-за вышедших из строя лопастей ветряков, занесенных снегом солнечных панелей. Глава «Роснефти» отметил, что, по некоторым оценкам, из-за государственной политики по продвижению возобновляемых источников энергии американские потребители уже переплатили за электричество 125 млрд долларов.

Электромобилизационная телега

Одна из ключевых лоббистских тем, которая уже сейчас активно продвигается под прикрытием декарбонизации, — электромобили. Однако при детальном изучении становится понятно, что массовый переход на этот вид транспорта не улучшит, а только ухудшит ключевые экологические показатели. «Наиболее контрастную картину абсурда демонстрирует электромобилизационная телега, которая очевидным образом пытается бежать впереди лошади «декарбонизации», — говорит Делягин.

Так, по данным Bloomberg, при объявленных параметрах спрос на никель, алюминий и железо увеличится в 2030 году в 13-14 раз, спрос на литий, графит и прочее сырье, связанное с аккумуляторами, — в 9-10 раз. Согласно МЭА, цифры еще больше — агентство в мае оценило рост мирового спроса на металлы, необходимые для растущего производства электромобилей и хранения электроэнергии: потребность в литии вырастет более чем в 40 раз, а спрос на кобальт и никель — приблизительно в 20 раз к 2040 году.

И из чего планируется «ковать железо»? Эксперты отмечают, что итогом тотальной электромобилизации должен стать рост добычи ископаемого сырья на порядки. А именно ее предполагалось истребить на корню, отмечает Делягин.

Другая проблема состоит в том, что значительный рост также вызывает сомнения в достаточности текущих запасов, а также инвестиций в разведку и добычу этих металлов. Добыча почти 80% руд, используемых для производства данных металлов, монополизирована или расположена в нестабильных регионах, а обрабатывающие мощности сконцентрированы в очень ограниченном числе стран.

Переход на эксплуатацию исключительно электромобилей в одной Великобритании потребует роста электрогенерации на 10%. И это только на текущее потребление. Стоит также учесть, что проблема утилизации аккумуляторов до сих пор остается нерешенной.

На сегодняшний момент вся «зеленая» энергетика субсидируется и требует, как показал уже имеющийся негативный опыт, дублирования. «И ту и другую функцию сегодня выполняет традиционная энергетика, — поясняет Михаил Делягин. — Что колоссальным образом увеличивает нагрузку на углеводородную генерацию и с точки зрения достижения целей декарбонизации является абсурдом».

Еще в 2015 году в интервью изданию Atlantic Билл Гейтс говорил, что утверждение о том, что стоимость солнечной энергии такая же, как углеводородов, является одним из самых бессмысленных и вводит людей в заблуждение. «В реальности имеется в виду, что в полдень в Аризоне стоимость киловатт-часа от солнечной батареи равна стоимости киловатт-часа от сжигания углеводородов. И что с того? Ведь ночью ситуация совершенно другая! Так же с электрокарами. Есть места, где, покупая машину на электрической тяге, ты только повышаешь уровень эмиссии CO2, потому что так выстроена энергетическая инфраструктура», — отмечал бизнесмен.

«Чистые» и «чумазые»

Изменить климат на планете, искусственно «озеленяя» только Европу и Северную Америку, невозможно. Как быть с Центральной и Южной Азией, Африкой? В нынешнем виде программы ускоренной декарбонизации выглядят, с одной стороны, расистскими, а с другой — совершенно бессмысленными с точки зрения заявленных целей, считает Делягин.

«Никакой связи с реальными климатическими и экологическими проблемами эти программы не имеют. Кстати, именно поэтому все «цели» номинированы в виде выбросов CO2, хотя с точки зрения влияния на потепление существует огромная разница между воздействием разных источников углерода на парниковый эффект. Например, влияние метана в 80 раз больше обычного CO2. Но кому это интересно?» — отмечает он.

Так почему идея стала столь популярна? Ответ прост: она превратилась в действенный политический и финансовый инструмент, который ловко используют как отдельные экологи-активисты, так и целые корпорации. То есть в инструмент принуждения остального мира к восстановлению этого доминирования. Делягин поясняет свою мысль: «В самой простой и очищенной от деталей логике это выглядит так: мир делится на «чистых» и «нечистых». Запад объявляет себя белым и пушистым (точнее, пушисто-зеленым). А остальное человечество в разной степени — «чумазым». И «чумазые» должны заплатить «чистым» за свою чумазость. Точнее даже, произвести для «чистых» необходимую им «грязную» энергию и ресурсы и заплатить за это огромные штрафы, предоставляющие возможность «чистым» быть «чистыми». «Чумазые», в случае их лояльности, смогут поторговаться о степени «чумазости» и сроках наступления неизбежной расплаты за нее. Досадно, но, похоже, мы, Россия, в своей «климатической» повестке вступили именно на этот путь».

Но если уйти в сторону от политики, лоббирования и манипулирования общественным мнением, что остается? Есть ли реальные технологии, которые позволят добиться поставленной цели и прогресса в экологических вопросах? Увы, но пока ни одно государство не заявило о существовании технологий, которые помогли бы достичь заявленных климатических целей. И речь не только об экономической эффективности, но и вообще о реально применимых механизмах.

Например, по мнению главы «Роснефти» Игоря Сечина, серьезной проблемой является отсутствие технологий, необходимых для реализации планов по энергетической трансформации и переходу к низкоуглеродной экономике. По оценкам МЭА, в 2050 году около половины из разрабатываемых сейчас технологий низкоуглеродной энергетики будут находиться на стадии прототипов и пилотных проектов. Даже к 2070 году 30% технологий все еще будут требовать доработки ввода в коммерческую эксплуатацию и, следовательно, все новых и новых инвестиций.

«На разработку экономически окупаемых технологий потребуются десятилетия. Одновременно это означает чрезвычайно высокую потребность в инвестициях: по оценкам МЭА, в 2030-2040-х годах это порядка 4 трлн долларов ежегодно, что эквивалентно 4% мирового ВВП», — считает руководитель «Роснефти».

И наконец, существует еще одно препятствие, делающее недостижимыми не только объявленные «гуманитарные» цели, но и, по всей видимости, задачу очередного сверхобдирания «чумазой» части человечества. Как уже говорилось, средства, необходимые для достижения параметров, предполагалось добыть ставшим в последнее время традиционным методом — масштабной эмиссией. Но неожиданно открывшееся обстоятельство — набирающая силу инфляция — ставит на этом пути непреодолимое препятствие, отмечает Михаил Делягин. «Сочетание беспрецедентного долгового кризиса и неконтролируемой инфляции не предполагает даже возможности выбора: обвал начнется как в случае отказа от «денежного смягчения», так и в случае продолжения — от самой инфляции. То есть строгать дальше деньги в долг больше не удастся. А нет денег — нет и вожделенных «зеленых» радостей», — заявил эксперт.

Однако даже в сложившейся ситуации можно увидеть свет в конце туннеля. Помочь в решении глобальных задач может Россия. «У России, так уж исторически сложилось, есть уникальные ресурсы и природные предпосылки стать спасителем человечества от климатической катастрофы. Мы и на сегодня являемся нетто-поглотителем углеродной эмиссии. Для этого необходимы действительно прорывные исследования факторов влияния на климат, эффективные и экономически не абсурдные вложения в сокращение и предотвращение наиболее опасных для климатического равновесия выбросов. И прекращение бессмысленной и беспрецедентной травли традиционной энергетики, единственной, способной дать человечеству необходимый ресурс управления климатом», — подчеркивает Делягин.

Ведь недаром в уже упомянутом интервью Билл Гейтс предупреждал об отказе от инвестиций в углеводороды: «Если вы полагаете, что деинвестирование само по себе — это и есть выход, вы расходуете свой идеализм и энергию на то, что точно не приведет к снижению выбросов».

«Если «Запад», то есть Евроатлантика, хочет выжить (а глобальное таяние ледников, например, приведет в первую очередь к затоплению большей части территории Северной Европы и Северной Америки), то он должен нам в этом помочь и за это заплатить. Бесплатно — это мы уже проходили: обращайтесь к М.С. Горбачеву...» — высказал свое мнение Делягин.

Интересы России или Запада?

Однако многие представители российской власти, кажется, яро поддерживают идею декарбонизации. И это не дает им реально взглянуть на ситуацию и встать на защиту интересов российской индустрии на международном уровне.

Например, ярый лоббист декарбонизации, глава Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что перед Россией стоит двойной вызов: нужно не только освободиться от углеводородного следа, но и самим уменьшить вход экспорта в мировую экономику и сократить наши валютные доходы. «Это серьезный вызов нашему благосостоянию», — отмечает он.

Спецпредставитель президента по связям с международными организациями Анатолий Чубайс на одном из правительственных совещаний заявил, что «человечество приняло решение отказаться от углеводородов», и с восторгом отметил, что «это революция такого масштаба, которая сопоставима с Английской промышленной революцией».

«Вызывает некоторое недоумение, что люди, назначенные отвечать за защиту интересов России на этом важнейшем направлении, разделяют вышесказанное целеполагание. При всем уважении, Анатолий Борисович Чубайс по факту никак не является представителем России в международных организациях, включая климатические. Скорее его можно считать спецпредставителем некоторых «международных» организаций в России. Что также полезно при правильном понимании функционала. Главное — следить за руками. Как написал в конце своей климатической презентации Алексей Кудрин, «все будет очень быстро», — подытожил Делягин.

Комментарии для сайта Cackle
Экономика 00:01 / 13 Августа 2021 47768
Горим сизым пламенем

Лесные пожары наша авиация тушит почему-то в Греции

Александр Киденис
Труд
На российские самолеты-амфибии Бе-200ЧС в Греции не нахвалятся. А в Якутии их что-то не видать. Фото: Роман Денисов/Russian Look, globallookpress.com

Такого еще не было. К сегодняшнему дню в Якутии уже сгорело более 6 млн гектаров леса. Для наглядности: представьте себе охваченный огнем квадрат с длиной каждой стороны в 240 км (больше, чем расстояние от Москвы...

Экономика 00:09 / 20 Августа 2021 23264
Год без троллейбуса

У Москвы могло быть 2300 электрических машин, а есть только 700

Георгий Красников, транспортный обозреватель
Труд
С таким написанным по-русски транспарантом вышли год назад на маршруты троллейбусы Женевы, Биля, Пекина, Мехико, Санкт-Петербурга. Фото из социальных сетей

Вот уже год мы живём в новой транспортной реальности. 24 августа 2020 года был совершён последний рейс классического московского троллейбуса, после чего его 86-летняя эпоха закончилась. Хотя власти пообещали этот вид транспорта...

Какие прожекты предлагает реализовать в Сибири министр обороны Сергей Шойгу

Александр Киденис
Труд
Возникает вопрос: где Сергей Кужугетович собрался брать для новых городов население? Фото: MOD Russia, globallookpress.com

Первый из трех — пяти новых городов-миллионников, говорил министр, может появиться в районе границы Хакасии и Красноярского края. Это не экспромт — еще год назад Шойгу признавался журналистам в давней...

«Аэрофлот» получил Boeing 777. Как тут не вспомнить недавние заявления руководства авиакомпании об «импортозамещении» в небе?

Галина Пономарева, спецкор «Труда»
Труд
Российские лайнеры у нас - для внутреннего пользования. Да и то не сейчас, а когда-нибудь потом. Фото: Leonid Faerberg/Keystone Press Agency, globallookpress.com

На нынешней неделе эти события почти совпали по времени: «Аэрофлот» получил Boeing 777 и поделился радостью с журналистами, пригласив их полюбоваться новеньким лайнером. А в подмосковном небе разбился в испытательном полете Ил-112В,...

В первом полугодии 2021 года крупнейший российский производитель нефти показал выдающиеся результаты

Антон Захаров
Труд
Аналитики высоко оценивают перспективы реализации проекта «Восток Ойл», NPV которого, по предварительным прогнозам, может составлять 80–120 млрд долларов. Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

На прошедшей неделе «Роснефть» первой среди отечественных нефтегазовых компаний представила результаты работы за второй квартал и первое полугодие 2021-го. На фоне нескончаемых разговоров об энергопереходе,...

Свинья-копилка, похоже, приказала долго жить

Максим Башкеев
Труд
Российские банки отмечают устойчивый рост интереса к так называемым подростковым вкладам. Фото: CHROMORANGE / Bilderbox, globallookpress.com

Наши подростки давно не пользуются гипсовой свиньей с прорезью для монет, чтобы собрать денег на байк или гаджет. Для хранения накоплений и для покупок они теперь пользуются банковским пластиком. Российские банки отмечают...

В России нашли, наконец, виноватых в росте цен на продукты питания

Александр Киденис
Труд
Оказывается, все зло - от розничной торговли, «безбожно вздувающей цены». Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Осень пришла в Россию с неплохим урожаем, но рынок этого как будто не заметил. Цены на продовольствие продолжили рост, и по инфляции мы по-прежнему впереди планеты всей. Во Франции она нынче 2,4%,...

Министр обороны России предложил построить в Сибири несколько наукоградов. Эта идея у Сергея Кужугетовича Шойгу родилась не спонтанно

Алекс Зверев
Труд
Один «город мечты» главы Минобороны обойдется примерно в полтора триллиона рублей. Фото: MOD Russia, globallookpress.com

Министр обороны России Сергей Шойгу предложил построить в Сибири несколько наукоградов, промышленных и экономических центров с населением по 500 тысяч человек, а лучше по миллиону, и перенести за Урал...

Экономика 00:01 / 10 Сентября 2021 6449
Глубокий вдох

«Роснефть» сокращает объем выбросов парниковых газов

Андрей Андреев
Труд
Ответственное отношение к окружающей среде – неотъемлемая часть корпоративной культуры НК «Роснефть». Фото пресс-службы компании

7 сентября весь мир отмечал Международный день чистого воздуха для голубого неба. Памятная дата учреждена Генеральной Ассамблеей ООН в 2019 году и призывает объединить усилия в борьбе с изменением качества воздуха и в целом...

К списку стратегических совместных проектов России и Индии добавилось судостроение

Захар Антонов
Труд
Судостроительный комплекс «Звезда» - один из самых масштабных и перспективных промышленных проектов России. Фото: Rosneft, globallookpress.com

Россия и Индия являются многолетними стратегическими партнерами. Сотрудничество активно развивается, чему способствуют совместные проекты во многих отраслях, в том числе в энергетической, космической, алмазной, сельскохозяйственной....

Нижний Новгород отпраздновал 800-летие в новом свете от МСК «БЛ ГРУПП»

Иван Денисов
Труд
Фото: Allexander Makarov/Russian Look, globallookpress.com

21 августа в Нижнем Новгороде прошли торжественные мероприятия по случаю 800-летия. Город посетил президент России Владимир Путин, который поздравил нижегородцев с юбилеем города в ходе масштабного вечернего гала-концерта...

Экономика 19:01 / 11 Сентября 2021 6119
Дорогая мелочь

Россия задумалась об отказе от металлических денег

Максим Башкеев
Труд
В долгосрочной перспективе бумажные и металлические деньги все-таки обречены. Фото: Valery Lukyanov/Russian Look, globallookpress.com

Их чеканка экономически нецелесообразна, монеты оседают в копилках граждан, и мелкие деньги постоянно приходится дочеканивать. Так не проще ли перестать переводить ценное металлическое сырье? Однако эксперты предостерегают:...

«Мы проблем с нашими запасами не будем испытывать в течение ближайших ста лет», — сказал глава «Газпрома»

Фото: Виктор Лисицын, globallookpress.com

Запасов газа России хватит еще на век – страна располагает самыми большими резервами этого сырья. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил глава газового холдинга «Газпром» Алексей Миллер. «Мы проблем с нашими запасами...

Подводим итоги летнего турсезона и строим планы на бархатный сезон

Галина Пономарева
Труд
В тройку самых популярных летних направлений попал Крым (на фото - пляж в Евпатории). Фото: Nikolay Gyngazov, globallookpress.com

Российская туриндустрия на этой неделе подвела итоги летнего сезона. В общей сложности 20 млн поездок совершили наши сограждане в сезон отпусков. В первой тройке фаворитов — Краснодарский край, Крым и Калининград. Дверь...

Куда катится мир! Производство и потребление водки в России год от года снижается. Но пить мы не бросили, потому что статистика учитывает только легальный алкоголь

Алекс Зверев
Труд
Фото: Moscow-Live.ru

Рейтинговое агентство НРА зафиксировало снижение продаж водки в первом полугодии 2021-го на 4% от прошлогоднего и на 3% — в сравнении с январем — июнем 2019 года. О том, что...

Россиянам запретили разводить на дачных участках кур, кроликов, коз и прочую живность

Вера Михайлова, спецкор «Труда»
Труд
Разборки вокруг кур докатились до Верховного суда. История - курам на смех. Фото: Юрий Кавер, Russian Look, globallookpress.com

Верховный суд РФ создал проблемы для тех россиян, кто не ждет пособий от государства, а пытается выкрутиться самостоятельно и разводит на дачах и садовых участках кур, кроликов, коз и прочую живность....







Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?